Акционерное московское общество
«Завод имени И.А. Лихачева» (АМО
«ЗИЛ»)
г.
Москва, ул. Автозаводская, д. 23
Старейшему автомобильному
предприятию страны - АМО «ЗИЛ» -
никак не удается выйти из
затянувшегося кризиса. Во всяком
случае, об этом свидетельствуют
цифры статистики последних лет: в
2004 году завод выпустил 12763
автомобиля, а в 2005 году - 6943.
Обострение борьбы за рынки сбыта
вынуждает АМО «ЗИЛ» заботиться о
модернизации и обновлении модельного
ряда. Исторически компания является
в России одним из основных
изготовителей автомобилей
грузоподъемностью от 2 до 6 т.
Сегодня в производственной программе
находится свыше десятка базовых
моделей шасси и еще около сотни их
модификаций. Для монтажа
специального, универсального,
всесезонного рабочего оборудования и
всевозможных надстроек налажен
выпуск нескольких базовых образцов с
полезной нагрузкой от 3,7 до 8,0 т,
а также вседорожников с колесными
формулами 4x4 и 6x6.
Вообще же, список продукции
предприятия, учитывая кооперацию со
сторонними производителями, содержит
внушительное число моделей
спецтехники на шасси ЗИЛ (самосвалы,
бункеровозы, автоэвакуаторы,
автоцистерны, аварийно-ремонтные
машины, вакуумную, илососную и
каналопромывочную технику,
коммунальные машины, мусоровозы,
автогидроподъемники, крановые
установки), к которым следует
прибавить еще около 300
разновидностей автофургонов.
Предприятие уже более десяти лет
выпускает несколько моделей пожарных
автомобилей.
МАЛОТОННАЖНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Продолжается снижение производства
малотоннажных автомобилей семейства
5301 «Бычок». В 2005 году их доля в
общем объеме выпуска упала до 28,1%
по сравнению с 47% годом ранее.
Грузовики ЗИЛ-5301 комплектуются
рядным 4-цилиндровым 136-сильным
дизелем Минского моторного завода
Д-245.9Е2 (Евро-2) и механической
5-ступенчатой коробкой передач
собственной разработки. Машины
выпускаются с колесными базами 3650
и 4250 мм и оборудуются кабинами
трех видов: короткой трехместной,
удлиненной двухместной с парой
спальных полок, двухрядной
семиместной. Кроме шасси
грузоподъемностью 3750 кг и
бортового грузовика с полезной
нагрузкой 3000 кг, предлагается
целая гамма специальной техники на
базе «Бычка». Это самосвалы
ЗИЛ-ММЗ-2502 с трехсторонней
разгрузкой, телескопический
автоподъемник АТП-18, автоцистерна
Г6 ОТА-5301, автоэвакуаторы ЗИЛ-5301
АР и ДИП-5, автофургоны различного
назначения. Разработана конструкция
эвакуатора ЗИЛ-5301ШО со сдвижной
платформой, предназначенного для
транспортировки неисправных
автомобилей.
Для МЧС изготавливается пожарный
автомобиль быстрого реагирования АЦ
0,8-40/2 (ЗИЛ-530104) с 800-литровой
автоцистерной для воды и 80-литровым
баком для пенообразователя.
Благодаря небольшим габаритам машина
обладает высокой маневренностью, что
позволяет приступить к локализации
очага возгорания до прибытия главных
сил.
Для улучшения сбытовых возможностей
машин семейства «Бычок» на заводе
ведутся работы по усовершенствованию
конструкции. Одним из таких
мероприятий стало внедрение на
грузовиках передней подвески с
малолистовыми параболическими
рессорами, усиленными
амортизаторами, но без
стабилизатора, что при обеспечении
необходимой плавности хода дало
заметное снижение металлоемкости
малотоннажника. Одновременно
улучшились управляемость и
ремонтопригодность, снизилась
номенклатура ремонтных комплектов
для техобслуживания. Ведутся работы
по использованию малолистовых рессор
в конструкции заднего моста.
Примером модернизации конструкции
шасси может служить модель
ЗИЛ-5301ВЕ, которая будет оснащена
пневмо- и электровыводами на прицеп,
оригинальной последней поперечиной
рамы с буксирным устройством,
механизмом блокировки дифференциала
заднего моста. Этот механизм найдет
применение на автомобиле-тягаче,
созданном для буксировки прицепа
грузоподъемностью 2 т, и на
седельном тягаче с нагрузкой на
сцепное устройство 3 т.
Усовершенствована тормозная система
малотоннажников, которая получила
более надежные в эксплуатации
полиамидные трубопроводы. «Бычки»
теперь оснащаются главным тормозным
цилиндром измененной конструкции, а
также поршнями с улучшенным
покрытием. Безопасность эксплуатации
автомобиля и увеличение ресурса
передних тормозных колодок
достигается за счет введения
автоматической регулировки задних
тормозов.
Специалисты ЗИЛа разработали новый
дизайн «Бычка» и конструкцию
унифицированного стеклопластикового
оперения, обеспечивающего установку
в подкапотное пространство
автомобиля широкой гаммы современных
дизельных двигателей различных
компаний. Рестайлингу подверглась и
кабина. Как результат появилась
доработанная версия бортового
ЗИЛа-5301ВЕ с увеличенной до 3,5 т
грузоподъемностью. Под капотом
машины находится 136-сильный минский
дизель Д-245.9ЕЗ-720,
удовлетворяющий экологическим нормам
Евро-3. Из-за увеличенных продольных
габаритов мотора пришлось изменить
установку радиаторного узла - его
переместили вперед на 35 мм. Машину
снабдили усиленным сцеплением и
антиблокировочной тормозной
системой. В остальном набор
агрегатов и систем соответствует
серийному ЗИЛу-5301.
На базе ЗИЛа-5301Р1 изготавливаются
унифицированные автомобили под
установку различного оборудования.
Машины оснащаются дизелем ММЗ
Д-245.9Е2 и цельнометаллическим
многофункциональным кузовом
внутренним объемом 15,5 м3.
Погрузочно-разгрузочные работы
облегчаются благодаря малой
погрузочной высоте, задним распашным
дверям, открывающимся на 270°, и
боковой сдвижной двери. Кабина и
грузовой отсек разделены глухой
перегородкой.
СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Наибольшую долю в структуре продаж
завода (42,3% в 2005 году) занимают
автомобили семейства 433360:
6-тонная бортовая модель ЗИЛ-433360,
имеющая колесную базу 3800 мм; шасси
ЗИЛ-433362 с полезной нагрузкой 6830
кг под установку надстроек, пожарное
шасси ЗИЛ-433362 с двухрядной
семиместной кабиной и тягач
ЗИЛ-442160 с нагрузкой на седло до
6400 кг. Все они до сих пор
оснащаются архаичным карбюраторным
двигателем ЗИЛ-508.10 мощностью 150
л.с. Таким же мотором оборудуются:
самосвальное шасси ЗИЛ-434560 с
увеличенной до 7060 кг
грузоподъемностью, бортовой 6-тонный
грузовик ЗИЛ-433310 и 7,5-тонное
шасси ЗИЛ-433312. Последние два
образца имеют колесную базу 4500 мм.
Все упомянутые модели оснащены
механическими 5-ступенчатыми
коробками передач и ведущими
гипоидными мостами. В дальнейшем
комплектацию грузовиков ЗИЛ-432930
расширит применение рулевых
механизмов С-З00V и С-500V немецкой
фирмы RBL с переменным передаточным
отношением. Кроме того, проведен
комплекс доводочных работ по
совершенствованию серийного
гидроусилителя рулевого управления.
Выпуск автомобилей грузоподъемностью
6 т с бензиновыми двигателями
уменьшится, а к 2008 году
прекратится совсем. Машины будут
комплектоваться дизельными
двигателями (такими, как Д-245.9Е2),
являющимися принадлежностью
универсального шасси ЗИЛ-433332,
бортового автомобиля ЗИЛ-433330 и
самосвального шасси ЗИЛ497442.
Предполагается использовать минский
дизель мощностью 155 л.с., карданную
передачу повышенной надежности, а
также новую 6-ступенчатую коробку
передач Смоленского автоагрегатного
завода, выдерживающую крутящий
момент до 780 Н·м. Кроме того,
зиловские среднетоннажники
планируется комплектовать
6-ступенчатыми коробками передач
китайского производства, а также
дизелями Cummins с 6-ступенчатыми
агрегатами ZF.
Особую группу составляют
среднетоннажные грузовики ЗИЛ-5302АР
с колесной формулой 6x2, полной
массой до 9 т. Силовая передача
включает дизель Д-245.9Е2,
механическую 5-ступенчатую коробку
передач и средний ведущий гипоидный
мост. Третья ось является подкатной.
Передняя подвеска - рессорная,
задняя - рессорнобалансирная.
Колесная база 4250 + 900 мм
обеспечивает большую длину грузового
отсека. На этом шасси выпускаются
три разновидности эвакуаторов
грузоподъемностью от 3 до 5 т. Одна
из версий снабжена неподвижной
платформой с двумя перегибами в
задней части, механической
реверсивной лебедкой и выдвижными
аппарелями, другая - платформой с
ровным полом, краном-манипулятором и
устройством, позволяющим
эвакуировать поврежденную технику
методом частичной погрузки, третья -
сдвижной платформой с лебедкой и
краном-манипулятором.
Новинкой 2006 года является
среднетоннажный бортовой автомобиль
ЗИЛ4329МО «Кентавр»
грузоподъемностью 6 т. Его главной
особенностью является бескапотная
компоновка. Расположенная над
двигателем трехместная кабина ранее
использовалась на среднетоннажных
грузовиках MAN L2000, а после
прекращения их производства
выпускается по лицензии одной из
индийских фирм. Это, кстати, первый
случай, когда АМО «ЗИЛ» на своих
грузовиках решил установить кабину
стороннего изготовителя. В
подкапотном пространстве разместился
форсированный до 155 л.с.
турбодизель Д-245.30ЕЗ-784 (Евро-3).
Отличительными особенностями
двигателя являются электронная
система топливоподачи и педаль
подачи топлива с электронной связью.
Применение новой кабины потребовало
изменить компоновку вентилятора
системы охлаждения, который теперь
установлен на коленчатом вале с
соответствующей корректировкой места
расположения радиатора системы
охлаждения двигателя и охладителей
наддувочного воздуха. Изменено также
положение маслозаливной горловины -
ее крышка выведена за кабину.
Модернизирована система питания:
воздушный фильтр перенесен на
лонжерон под правую подножку кабины.
По-другому, в сравнении с серийным
ЗИЛом-432930, проложены трассы
воздуховодов и системы
промежуточного охлаждения воздуха.
Напряжение в бортовой сети
ЗИЛ-4329МО составляет 24 В, в кабине
установлен центральный монтажный
блок, а электродатчики на шасси и
двигателе, обеспечивающие контроль
параметров по приборам, позволили
отказаться от троса спидометра и
трубок контроля давления тормозных
контуров. На электронное табло в
кабине выводятся режимы и параметры
автомобиля. Силовой агрегат
комплектуется диафрагменным
сцеплением и механической
5-ступенчатой коробкой передач. В
связи с применением дистанционного
управления коробкой передач, она
снабжена боковым механизмом
переключения. Рычаг переключения
установлен на кронштейне,
закрепленном на двигателе.
Одноступенчатый гипоидный мост имеет
передаточное число главной передачи
6,33. Автомобиль оборудован рулевым
механизмом С-З00У фирмы RBL со
встроенным гидравлическим
усилителем. Остальные агрегаты и
системы автомобиля заимствованы от
модели ЗИЛ-432930.
Маркетинговые исследования стали
основанием для появления в
производственной программе
предприятия среднетоннажных
низкорамных городских машин
грузоподъемностью 4,5 - 5,0 т. В
2006 году завод выпустил
опытно-промышленную партию
автомобилей ЗИЛ-4362СО
грузоподъемностью 4,5 т, которая
разрабатывалась совместными усилиями
специалистов АМО «ЗИЛ» и латвийской
компании АS Ferrus. Приняв за основу
ранее созданный грузовик ЗИЛ-4362,
инженеры определили состав агрегатов
шасси, отвечающих определенным
требованиям по экологии и шуму. Они
представлены рядным 4-цилиндровым
150-сильным дизелем Сummins ISB 150
30 (Евро-3) рабочим объемом 3,9 л,
сцеплением Sachs модели МF 362, а
также механической 5-ступенчатой
коробкой передач ZF S5-42. В
конструкции грузовика нашли
применение усиленный задний мост с
гипоидной главной передачей,
передняя балка с колеей, расширенной
на 178 мм по сравнению с ЗИЛ-5301,
передние рессоры длиной 1650 мм,
дисковые тормоза на всех колесах,
8-шпилечные 17,5-дюймовые колеса.
Более прочная несущая рама и
повышенные тяговые возможности
позволяют буксировать 5-тонный
прицеп. Колесная база грузовика
составляет 4505 мм, погрузочная
высота - 1060 мм. Стеклопластиковое
оперение (такое же, как на
модернизированном ЗИЛ-5301ВЕ)
изготовлено фирмой «Автодизайн» из
Набережных Челнов. Улучшен интерьер
трехместной кабины. Этот
двухсторонний проект предусматривает
создание в Латвии предприятия по
производству автомобилей
грузоподъемностью 4,5 т. Уже
началась разработка проекта по
совместному строительству завода в
Елгаве, мощность которого составит 1
000 машин в год.
Такой же кабиной, как на
ЗИЛе-4329МО, оснащен опытный
бортовой автомобиль ЗИЛ-4362МО
«Кентавр» грузоподъемностью 4,5 т.
Базовой для него стала модель
ЗИЛ-4362, от которой перешли
заготовки лонжеронов рамы, балка
передней оси, подвеска ведущего
моста, тормозная аппаратура и
колеса. В связи с возросшей
нагрузкой на ось переднюю подвеску
усилили, установили доработанные
рулевые тяги, выпускную систему,
изменили комплектацию двигателя,
вентилятор и диффузор. Оригинальными
стали система освещения, пучки
проводов, приводы управления
коробкой передач, подачей топлива и
сцеплением, кронштейны крепления
кабины и откидывающего механизма. В
качестве силовой установки применен
136-сильный дизель Д-245.30ЕЗ-783
(Евро-3), который передает свою
мощность на механическую
5-ступенчатую коробку передач и
усиленный ведущий гипоидный мост с
блокировкой межколесного
дифференциала. Грузовик оснащен
рулевым механизмом фирмы RBL с
встроенным гидроусилителем и
двухконтурным пневмогидравлическим
тормозным приводом с
антиблокировочной системой тормозов
в пневматической части привода. В
пневмоприводе имеется вывод на
прицеп с использованием клапана
управления тормозами прицепа. Кроме
того, грузовик оборудован дисковыми
тормозными механизмами на всех
колесах одинаковой размерности с
увеличенной по сравнению с
ЗИЛом-5301ВЕ площадью и толщиной
тормозных накладок. Напряжение
бортовой сети - 24 В.
Бортовой грузовик ЗИЛ-433180
грузоподъемностью 8 т (колесная база
- 4500 мм) стал основой для выпуска
многоцелевого шасси ЗИЛ-433182 и
самосвального шасси ЗИЛ-494582.
Возросшая до 14,5 т полная масса
этих моделей стала причиной
установки рядного 6-цилиндрового
турбодизеля ММЗ Д-260.11Е2 (Евро-2)
рабочим объемом 7,12 л и мощностью
178 л.с., а также механической
9-ступенчатой коробкой передач
собственного производства.
Не исключено, что дальнейшим
развитием ЗИЛа-433180 станет модель
«Тапир», впервые показанная в 2006
году. Обновленный 8-тонный бортовой
грузовик отличается от своего
предшественника более эффектным по
дизайну интегральным оперением,
выполненным из стеклопластика (его
изготовила фирма «Автодизайн»). Под
капотом автомобиля находится рядный
6-цилиндровый дизельный двигатель
Д-260.11Е3 (Евро-3). Силовой агрегат
снабжен однодисковым сцеплением и
механической 9-ступенчатой коробкой
передач с задним планетарным
демультипликатором.
Платформа грузовика - металлическая,
с откидными бортами, каркасом и
тентом. Эта модель может
трансформироваться в различные
варианты: седельный тягач, самосвал
и т. п.
Автомобили данного семейства в
дальнейшем планируется выпускать с
рядными и V-образными 6-цилиндровыми
двигателями. Вместе с тем основная
масса грузовиков будет оснащаться
дизелем Д-260Е2, мощность которого
возрастет до 200–220 л. с. Для этих
грузовиков на Смоленском
автоагрегатном заводе спроектированы
механические 6-ступенчатые коробки
передач, работающие в диапазоне
крутящего момента 830–880 Н·м.
На шасси среднетоннажных моделей
выпускаются пожарные машины
ЗИЛ-433114 и ЗИЛ-433104. Первый
имеет две модификации: одна с
цистерной емкостью 2500 л оснащена
двигателем ЗИЛ-508.10, другая,
имеющая цистерну на 3200 л, снабжена
7-литровым карбюраторным двигателем
ЗИЛ-508.10 мощностью 175 л.с. В свою
очередь, ЗИЛ-433104 является
обладателем дизеля Д-260.11Е2. У
всех образцов емкость пенобака
составляет 200 л.
АВТОМОБИЛИ ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
На верхней ступени по
грузоподъемности среди зиловских
машин находятся автомобили
ЗИЛ-640982 с колесной формулой 6x4.
Использование двух ведущих мостов с
принудительной блокировкой
межосевого дифференциала позволяет
эксплуатировать их не только на
шоссе, но также на грунтовых и
проселочных дорогах. Размер колесной
базы 3800 + 1400 мм дает возможность
использовать шасси для монтажа
специальных кузовов различных типов
и размеров, кранов, самосвальных и
других крупногабаритных установок,
имеющих максимальную конструктивную
нагрузку до 12165 кг. На автомобилях
устанавливается трехместная кабина с
торсионной подвеской и
подрессоренным сиденьем водителя.
Необходимые тягово-динамические
качества грузовикам полной массой
19,2 т обеспечивают дизель
Д-260.11Е2, 8-ступенчатая
механическая коробка передач и
2-ступенчатые ведущие мосты. В
подвеске применены рессоры, в
тормозной системе - барабанные
тормозные механизмы, дополненные
антиблокировочной системой тормозов.
АВТОМОБИЛИ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ
На автомобилях повышенной
проходимости семейства ЗИЛ-4327 с
колесной формулой 4x4 установлены:
дизельный двигатель ММЗ Д-245.9Е2,
механическая 5-ступенчатая коробка
передач, 2-ступенчатая раздаточная
коробка с понижающей передачей,
2-ступенчатые ведущие мосты.
Механизмы отбора мощности превращают
вседорожники в универсальные
транспортно-технологические
средства. Два варианта колесных баз
(3340 и 4140 мм) позволяют применять
кузова разных типоразмеров. Кабины
устанавливаются двух разновидностей:
короткая трехместная и двухрядная
семиместная. Грузоподъемность шасси
составляет 3370 кг, бортовой машины
- 3000 кг. По заказу устанавливаются
лебедка и система регулирования
давления воздуха в шинах. Автомобили
снабжены облегченными передними и
задними рессорами, пневматической
тормозной системой с
энергоаккумуляторами на заднем
мосту.
Автомобили повышенной проходимости
семейства ЗИЛ-4334 (6x6) при
движении по твердому грунту без
прицепа преодолевают подъем
крутизной до 35° и брод глубиной до
1,4 м. Бортовая машина ЗИЛ-433440 и
шасси ЗИЛ-433442 грузоподъемностью
соответственно 3750 и 4450 кг
комплектуются бензиновыми моторами
ЗИЛ-508.10.
В то же время их аналоги ЗИЛ-43344В1
и ЗИЛ-43344В2 оборудуются
155-сильным дизелем ММЗ Д-245.11Е2.
Трехосные грузовики могут оснащаться
системой регулирования давления
воздуха в шинах и лебедкой с усилием
5 т. На вседорожниках установлены:
усиленная 5-ступенчатая коробка
передач, модернизированная
раздаточная коробка, оригинальная
рама с лонжеронами толщиной 8 мм.
Помимо уже выпускающихся образцов
будет разработан автомобиль с
повышенной до 5 т грузоподъемностью
и 170-сильным дизелем. Модернизация
ходовой части и трансмиссии этих
машин предусмотрена за счет
агрегатов собственного производства.
Построен опытный образец пожарного
автомобиля ЗИЛ-433474 (6x6),
оборудованный бензиновым 175-сильным
двигателем ЗИЛ-509.10, цистерной
емкостью 2500 л и 160-литровым
пенобаком.
На все полноприводные ЗИЛы
устанавливается раздаточная коробка
ЗИЛ-131 с отключаемым приводом
переднего моста. Для перспективных
грузовиков с постоянным приводом
всех ведущих колес предполагается
использовать новую раздаточную
коробку с дифференциальным приводом,
прошедшую полный цикл испытаний. К
достоинствам ее конструкции
относится возможность получения
различных модификаций агрегата по
передаточным числам и типу
применяемого дифференциала с
минимальными изменениями сопряженных
деталей.