На площадке перед зданием НТЦ КамАЗа
стоят два тягача. Трехосный
КамАЗ-65226 (6х6) и четырехосник
КамАЗ-65228 (8х8) рядом с обычными
камскими грузовиками выглядят
великанами. Разница в «росте» больше
метра! Конечно, свою прибавку дали
передние ведущие мосты, но уж очень
высоко взгромоздились кабины. Не
иначе, под ними прячутся какие-то
огромные двигатели. И скорее всего,
импортные.
Так и есть, самый мощный мотор у
тягача 8х8 - 600-сильная рядная
«шестерка». На хромированной
клапанной крышке надписи CUMMINS и
DOHC, то есть имеются два верхних
распредвала, четыре клапана на
цилиндр. Длина мотора такова, что
радиаторы охлаждения и интеркулера
пришлось вынести за кабину и
оснастить электровентиляторами.
Здесь же огромный, на зависть
стритрейсерам, вертикальный
глушитель. Из-за океана везут и
шестиступенчатую автоматическую
коробку «Аллисон».
Под кабиной трехосника нет
ослепительного хрома - немецкие
дизели «Дойц» обычно красят в
темно-серый цвет. Моторы из Кельна
известны в России еще по бамовским «магирусам».
Хотя тех «воздушников» в Европе уже
не найти, у нас их помнят. Ничего
удивительного, что альтернативой
«американцу» КамАЗ выбрал «немца».
Он и в мотоотсек вписался почти
идеально - V8 при объеме 16 литров
чуть меньше ЯМЗ-238. Здесь радиатор
уже на своем месте, только
двухсекционный, а теплообменники
интеркулера смонтированы позади
кабины.
КамАЗ с «Цанрадфабрик» создали СП
«ZF-Кама». Неудивительно, что на
трехоснике тоже стоит коробка
передач ZF, - правда, пока немецкой
сборки. И «раздатка» «Штайр» не
новичок на КамАЗе - такая
применялась на спортивных машинах.
Конструктивно великаны объединены с
самосвалом тяжелой серии КамАЗ-6520.
От него, к примеру, задняя тележка -
мосты со ступичными планетарными
редукторами. Альтернативой
отечественным являются болгарские
мосты «Мадара», которые ведут свою
родословную от «Шкоды», и более
дорогие венгерские «Раба». Передние
мосты тоже с планетарными
редукторами, а ШРУСы со сдвоенными
крестовинами.
Рама унифицирована с тяжелыми
самосвалами, но ее лонжероны высотой
270 мм при толщине 7 мм под такие
нагрузки усилили вставками почти на
всю длину. А как иначе? Первые
машины заказывали газовики -
перевозить по зимникам и бездорожью
бульдозеры и экскаваторы, а там
знают цену прочности.
Для пробы мы выбрали четырехосник -
он самый мощный и загружен балластом
в 27 тонн. Маршрут - по окраине
города.
На бездорожье, да еще с тралом, его
выпускать рано - машина
экспериментальная. Наверное, этим
объясняется то, что в кабину даже не
залезаешь, а, скорее,
подтягиваешься, как на турнике,
уцепившись за поручни. Расстояние
между ступенями очень велико и нет
подвесного «стремени».
На дверях от стекла до пола новая
цельноформованная обивка. Нет голого
железа и на панели приборов - она из
стеклопластика и смотрится вполне
достойно. Крышка лючка
предохранителей - на итальянских
мебельных петлях, но замок наш - от
почтового ящика. Да хоть от
холодильника, лишь бы не скрипела и
захлопывалась с первого раза!
Рулевая колонка - регулируемая по
высоте и углу наклона, но
пневмозажима нет. Пенополиуретановая
баранка толстая, удобная. Сиденье
могут поставить и на пневмоподвеске,
но пока привычно скрипит старое. С
новой, приподнятой крышей объема в
кабине прибавилось, а есть и вовсе с
высокой, где второй спальник похож
на гамак. Конечно, Европу такой
кабиной не покоришь, но наших
водителей вполне устроит.
Педали сцепления нет, а на тоннеле
контроллер ГМП. Ставлю рычажок на «D»,
снимаю с ручника и плавно увеличиваю
обороты. Машина разгоняется,
нагрузка почти не чувствуется. Шума
на удивление мало, но не только
благодаря отличной шумоизоляции -
тихо работает сам «американец».
На спидометре - 80, это предельная
скорость, хотя разогнать можно еще,
ведь на тахометре всего 1700
оборотов. Под ногами путаются
легковушки. Кажется, чуть
замешкаешься - и раскатаешь
«букашку» по асфальту. Впереди
поворот, где фотограф просил
проехать эффектно. Эффект оказался
неожиданным: колеса задней тележки
оторвались от асфальта.
Если на более поздних модификациях
КамАЗа-65228 вы когда-нибудь вдруг
увидите два стабилизатора поперечной
устойчивости на задней тележке,
знайте, это наш вклад в
совершенствование конструкции.