ОАО «КамАЗ»,
г.
Набережные Челны, просп. М. Джалиля,
д. 29

В 2005 году компания выпустила без
малого 32 тыс. грузовиков, а вместе
с ними около 40 тыс. двигателей и
силовых агрегатов. Доля экспорта
выросла с 20 до 24% от общего объема
продукции. В конце 2005 г. в
Набережных Челнах на совместном с
немецкой компанией ZF
Friedrichshafen AG предприятии
«ZF-Кама» началось производство
коробок передач типа Есоsplit. СП
ориентировано на ежегодный выпуск до
10 тыс. агрегатов. В будущем в
партнерстве с ZF предстоит освоить
изготовление ведущих мостов и
раздаточных коробок.
СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ ГРУЗОВИКИ

Успешная реализация проекта
среднетоннажников во многом
базируется на использовании
среднеразмерных дизелей компании
Cummins. Обладая солидным запасом
мощности и в то же время хорошей
манёвренностью (внешний габаритный
радиус поворота - не более 8,5 м),
они сочетают функции магистрального
тягача и развозного автомобиля. По
экономичности в эксплуатации и
надежности среднетоннажники серии
4308 оказались в ряду аналогов
европейского класса. Контрольный
расход топлива при скорости 60 км/ч
составляет всего 14 л/100 км.
Водители выделяют такие достоинства,
как мощный двигатель, удобный и
теплый салон, низкий уровень шума,
легкое управление. Автомобиль
оснащен 180-сильным турбодизелем
Cummins В5.9 180 (Евро-2) или
Cummins ISBe 170 30 (Евро-3)
мощностью 170 л.с. Сцепление
диафрагменное, сухое, однодисковое,
вытяжного типа, с гидравлическим
приводом управления, снабженным
пневматическим усилителем. Коробки
передач механические, для двигателя
с Евро-2 предназначен 5-ступенчатый
агрегат КамАЗ-141, для мотора с
Евро-3 - его 6-ступенчатый аналог.
Рабочая тормозная система -
пневматическая с дисковыми
тормозными механизмами. В подвеске
использованы малолистовые рессоры. В
комплектацию грузовика входит
антиблокировочная система тормозов.

Предусмотрен вариант использования
КамАЗ-4308 в качестве тягача при
работе в составе автопоезда. Для
этого на задней поперечине рамы
устанавливается тягово-сцепное
устройство типа шкворень-петля с
резиновыми упругими элементами,
обеспечивающими двухстороннюю
амортизацию. Грузоподъемность
достигает 5,5 т, колесная база
составляет 3500 или 4200 мм, полная
масса буксируемого прицепа - 12 т.
Специально разработанная трехместная
кабина автомобиля расположена над
двигателем. В ней разместились новая
информативная панель приборов,
удобное рулевое колесо и панорамное
стекло вместо плоского. Существует
также модификация кабины, имеющей
спальное место. Заслуживает внимания
модель с обозначением КамАЗ-43085,
являющаяся тягачом-автовозом,
работающим в сцепке с двухосным
прицепом. Эта машина оснащена
275-сильным дизелем Cummins ISBe 275
(Евро-3), механической
16-ступенчатой коробкой передач ZF и
гипоидной главной передачей.
База среднетоннажника послужила
основой для создания в 2006 году
экспортного автомобиля КамАЗ-5308
грузоподъемностью 7,5 т. Машина
оборудована дизелем Cummins (Евро-4)
мощностью 300 л.с., механической
16-ступенчатой коробкой передач ZF.
Автомобили серии КамАЗ-4307
грузоподъемностью 3,5 т выпускаются
только как шасси для автобуса малого
класса НефАЗ.
БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Различными надстройками оснащается
трехосное шасси КамАЗ-53205 (6x4),
полезная нагрузка которого
составляет 9 т. Дизельный двигатель
КамАЗ-740.31-240 позволяет машине
полной массой 16,2 т буксировать
11,5-тонный прицеп. Коробка передач
- механическая 10-ступенчатая,
передняя подвеска - рессорная,
задняя - рессорнобалансирная.
Грузоподъемность КамАЗ53215 (6x4) за
счет более прочной рамы и усиленной
подвески достигает 12 т. Тяговые
возможности позволяют машине
буксировать прицеп полной массой 14
т. Кабины в зависимости от характера
перевозок могут быть короткими или
со спальным местом. На базе данной
модели выпускается седельный тягач
КамАЗ-54115, предназначенный для
работы в составе автопоезда полной
массой до 34,4 т. Стандартной
принадлежностью автомобиля является
кабина со спальным местом. Хорошую
репутацию у эксплуатационников
завоевал строительный самосвал
КамАЗ-55111, который в 6,6-кубовом
кузове может транспортировать до 13
т груза. Турбодизель
КамАЗ-740.31-240 разгоняет
22,4-тонный грузовик до 90 км/ч.
Шасси с таким же цифровым индексом,
но с увеличенной до 15,4 т
грузоподъемностью и двумя размерами
колесной базы стало популярным
объектом для превращения его в
разнообразную специализированную
технику.

Еще большими технологическими
возможностями обладает трехосное
шасси КамАЗ53229 (6x4). Вызвано это
не только повышенной до 16,4 т
полезной нагрузкой, но и несколькими
значениями колесной базы, которые
позволяют варьировать длину
грузового отсека от 4050 до 7010 мм.
Полноприводная модификация
КамАЗ-53228 грузоподъемностью 15,8 т
с двускатной ошиновкой колес задних
мостов может работать в более
сложных дорожных условиях. Гарантией
тому является трансмиссия, которая
включает механические 5- или
10-ступенчатые коробки передач,
которые агрегатируются с
двухскоростной раздаточной коробкой,
снабженной межосевым блокируемым
дифференциалом. Автомобили данной
серии оснащаются 240-сильными
дизелями, удовлетворяющими нормам
Евро-2 и Евро-3, ведущими мостами,
выдерживающими нагрузку 9 т,
трансмиссией, рассчитанной на
крутящий момент 931 Н·м, усиленными
на различную длину лонжеронами
несущей рамы.

Семейство модернизированных
транспортных автомобилей разработано
путем усовершенствования узлов и
агрегатов машин предыдущего
поколения. Базовой моделью этих
грузовиков стало шасси КамАЗ-65115
грузоподъемностью 17,4 т. Ведущие
мосты и передняя ось, выдерживающие
увеличенную нагрузку, несущая рама,
усиленная по всей длине
дополнительным швеллером, а также
характеристики подвески и тормозной
системы позволяют трансформировать
шасси КамАЗ-65115 в строительный
самосвал, который отличается
возможностью работы в сцепке с
прицепом полной массой 13 т и тем,
что в его увеличенном до 8,5 м3
кузове размещается 15 т груза. В
конструкцию передней подвески введен
стабилизатор поперечной
устойчивости. Коробка передач -
механическая 10-ступенчатая,
межколесные дифференциалы -
блокируемые. Наличие переднего
ведущего моста, двухскоростной
раздаточной коробки с блокируемым
межосевым дифференциалом заметно
улучшили проходимость 14-тонного
самосвала КамАЗ-65111,
унифицированного с предыдущим
образцом. В качестве силовой
установки на всех перечисленных
машинах используется 260-сильный
дизель КамАЗ-740.51-260 (Евро-2).
Такой же двигатель является
атрибутом моделей КамАЗ-65117 и
КамАЗ-65116. Первая из них способна
на бортовой платформе
транспортировать 14 т груза и
буксировать прицеп такой же полной
массой, вторая - предназначена для
буксировки 30-тонных полуприцепов.
Коробки передач у обоих автомобилей
механические 10-ступенчатые, а
кабины, оборудованные спальными
местами, отличает более
выразительная эстетика и
проработанный интерьер.

Шасси КамАЗ-6540 (8x4)
грузоподъемностью 22 т используется
как носитель крупногабаритного
строительного оборудования. Его
разновидность с укороченной колесной
базой оснащается 11-кубовой
самосвальной установкой, полезная
нагрузка которой достигает 18,5 т. В
движение обе модели приводит
260-сильный турбодизель
КамАЗ-740.51-260, который передает
свою мощность на механическую
10-ступенчатую коробку передач.
Подвеска двух передних управляемых
осей - рессорная, задних мостов -
рессорно-балансирная. Грузовики
полной массой 31 т разгоняются до 85
км/ч. Автомобили семейства
повышенной грузоподъемности - самые
совершенные по техническим
характеристикам автомобили компании.
Конструкция грузовиков полностью
оригинальна. Базовая модель -
самосвал КамАЗ-6520 (6x4)
грузоподъемностью 20 т с 12-кубовой
платформой. В моторном отсеке машины
- 320-сильный турбодизель
КамАЗ-740.51-320 (Eврo-2) или
американский дизель Cummins ISLe 350
30 (Евро-3). В одной кинематической
цепи с двигателями находятся
диафрагменное сцепление ZF SACHS
MTZ-430, механическая 16-ступенчатая
коробка передач ZF 16S 151 и
разнесенные главные передачи ведущих
мостов с планетарными колесными
редукторами. Задняя подвеска
оснащена реактивными штангами с
резинометаллическими шарнирами, не
требующими обслуживания. Надежная
тормозная система с автоматической
регулировкой зазора между колодкой и
барабаном, с адсорбентным осушителем
воздуха оснащена антиблокировочной
системой тормозов с функцией
ограничения скорости и
противобуксовочной системой.
Комфортные условия труда водителю
обеспечивают свободно регулируемое
сиденье водителя, рулевая колонка с
изменяемой геометрией, позволяющая
регулировать рулевое колесо по
высоте и наклону, мощная система
обогрева, работающая от системы
охлаждения двигателя, многослойная
тепло- и шумоизоляция. Для работы в
тяжелых дорожных условиях лучше
подходит КамАЗ6522 (6x6) с меньшей
на одну тонну, чем у базовой модели,
грузоподъемностью.

Четырехосный самосвал КамАЗ-65201
(8x4) имеет в семействе самую
большую полезную нагрузку - 25,5 т.
У каждой из передних осей -
увеличенная до 7,5 т
грузоподъемность, а использование
задних ведущих мостов с нагрузкой по
13 т на каждый позволяет
смонтировать на шасси надстройку
массой 30 т. Роль силовой установки
выполняет 360-сильный дизель
КамАЗ-740.50-360 (Евро-2) или равный
по мощности двигатель
КамАЗ-740.60-360 (Евро-3). Агрегаты
трансмиссии не отличаются от таковых
у трехосных собратьев. Зато объем
самосвального кузова достигает 16
м3, а полная масса автомобиля - 41
т. В 2006 году КамАЗ-65201 в
экспортном исполнении получил
380-сильный дизель Cummins (Евро-3
или Евро-4), улучшенный интерьер,
более эргономичное рулевое колесо,
измененную облицовку радиатора,
вмонтированные в бампер фары
точечного типа.
Магистральные тягачи с цифровыми
индексами 5460 (4x2) и 6460 (6x4)
отличаются кабинами повышенной
комфортности. За счет поднятой крыши
заметно возросло жизненное
пространство для экипажа. Автомобили
комплектуются дизелем
КамАЗ750.30-360 (Eврo-2) мощностью
360 л.с. Значительный диапазон
тягово-динамических характеристик
обеспечивают механическая
16-ступенчатая коробка передач фирмы
ZF 16S 151 и ведущие мосты с
конической главной передачей и
планетарными колесными редукторами.
Барабанные тормоза оборудованы
антиблокировочной системой. Подвеска
- зависимая рессорная. Вместимость
топливных баков - 500–600 л.
Максимальная с 50-51корость не менее
100 км/ч. Полная масса автопоезда с
тягачом КамАЗ-5460 достигает 40 т, с
тягачом КамАЗ-6460 - 46 т. Обе
модели предназначены для
транспортировки грузов по дорогам,
допускающим нагрузку на ось 10–13 т.

На более высоком техническом уровне
находится седельный тягач
КамАЗ-5460-046-22 «Стайер» (4x2),
предназначенный для работы в составе
автопоезда полной массой до 40 т. В
его конструкции использован
низкооборотный дизель
КамАЗ-740.37-400 (Евро-2) мощностью
400 л.с., снижающий расход топлива с
48 до 36 л на 100 км. Применены
коробка передач ZF 16S 151 и
гипоидный ведущий мост, снижающий
внутренние потери в трансмиссии.
Задняя регулируемая пневматическая
подвеска обеспечила низкое
расположение седла (1200 мм).
Стабилизаторы поперечной
устойчивости на передней оси и
ведущем мосту обеспечивают
устойчивость автомобиля в поворотах,
а применение блокировки межколесного
дифференциала позволяет увереннее
преодолевать заснеженные и
обледенелые участки дорог.
Внутренняя высота кабины, имеющей
два спальных места, достигает 1680
мм.
В 2006 году начались испытания
нового магистрального седельного
тягача КамАЗ5480, предназначенного
для скоростных перевозок груза в
составе автопоезда полной массой до
44 т. Колесная база уменьшена на 400
мм, устанавливаются экономичный
400-сильный двигатель
КамАЗ-740.63-400 (Евро-3), гипоидный
ведущий мост, коробка передач ZF 16S
151 IT с интардером, трансмиссионный
тормоз-замедлитель. Высота
седельно-сцепного устройства снижена
до 1100 мм.
Кабина - тоннельного типа
увеличенного объема на
пневмоподвеске, с врезными дверьми,
сверхвысокой крышей и двумя
спальными местами. Максимальная
скорость автопоезда достигает 110
км/ч, расход топлива снижен до 34,5
л/100 км, ресурс - 700 тыс. км.
В арсенале Камского автозавода
имеются седельные тягачи,
предназначенные для буксировки
тяжеловесных крупногабаритных
грузов.
Полноприводный седельный тягач
повышенной грузоподъемности
КамАЗ65225 (6x6) приспособлен для
работы в составе автопоезда полной
массой до 59,3 т, при этом нагрузка
на седельно-сцепное устройство
составляет 17 т. Автомобиль оснащен
дизелем КамАЗ-740.50-360 (Евро-2)
мощностью 360 л.с., коробкой передач
ZF 16S 151, двухступенчатой
раздаточной коробкой ZF Steyr с
блокируемым межосевым дифференциалом
и приводом на все колеса. Для того
чтобы трехосный седельный
тягач-тяжеловоз КамАЗ-65226 мог
работать в составе автопоезда полной
массой до 97 т, его оборудовали
544-сильным дизелем Deutz BF8M1015C
(Евро-2). Нагрузка на
седельно-сцепное устройство
достигает 21,5 т. Еще более высокими
характеристиками обладает седельный
тягач КамАЗ-65228 (8x8), который
способен буксировать 105тонный
полуприцеп. Машина имеет мощную
раму, прочные ведущие мосты,
усиленную подвеску и
седельно-сцепное устройство с
нагрузкой на него до 26 т. Чтобы
автопоезд полной массой до 120 т
разогнать до 80 км/ч, потребовалось
установить дизель Cummins ISX600
мощностью 600 л. с.
АВТОМОБИЛИ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ

По заказам силовых ведомств создан
довольно удачный 6-тонный автомобиль
КамАЗ43114 (6x6) с двигателем
КамАЗ-740.13-260 мощностью 260 л.с.
Хорошо зарекомендовало себя в
экстремальных климатических и
дорожных условиях и многоцелевое
шасси семейства КамАЗ-43118 (6x6)
грузоподъемностью 12 т. Оно по
существу стало переходной моделью к
самой совершенной технике Камского
автозавода - семейству «Мустанг».
Новый армейский автомобиль КамАЗ4326
(4x4) грузоподъемностью 4,0 т
снабжен 240-сильным дизелем
КамАЗ-740.11-240.

Дальнейшее развитие этой техники
обеспечило базу для создания
унифицированных армейских
автомобилей многоцелевого назначения
и появлению семейства «Мустанг», в
которое вошли грузовики КамАЗ-4350,
КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350
грузоподъемностью 4,0 т, 6,0 т и
10,0 т соответственно.
Дизели этих вседорожников мощностью
от 240 до 360 л. с. отвечают
экологическим нормам Евро-2,
многоступенчатые трансмиссии
обеспечивают большой диапазон
тяговых усилий на бездорожье, а
специальное оснащение позволяет
преодолевать брод глубиной 1,75 м.
В настоящее время семейство
«Мустанг» вбирает в себя всю
современную армейскую технику
«КамАЗ».

Автомобиль КамАЗ-43501 (4x4),
разработанный на базе КамАЗа-4350,
имеет укороченную базу, платформу с
опущенным полом и надколесными
нишами. Седельный тягач КамАЗ-53504
и длиннобазный грузовик КамАЗ-5350
грузоподъемностью 6 т созданы на
основе трехосного базового
«Мустанга». Четырехосные «мустанги»
на базе шасси КамАЗ-6350 оснащены
двигателем КамАЗ-740.50-360
мощностью 360 л.с. У грузовика
КамАЗ-63501 увеличена до 15 т
грузоподъемность. Седельный тягач
КамАЗ-6450 с допустимой нагрузкой на
седло 10 т имеет возможность
буксировать полуприцеп полной массой
до 32 т. На основе этих базовых
моделей разработано более 80
различных модификаций и комплектаций
военной техники.

Одним из этапов работ по расширению
семейства «Мустанг» стало создание
автомобиля КамАЗ-43501
грузоподъемностью 3 т. Разработанный
на «КамАЗе» автомобиль-понтоновоз
КамАЗ-53501 с увеличенными
монтажными возможностями может с
успехом заменить автомобили КрАЗ.
КамАЗ-43118 также оказался хорошей
базой для транспортировки составных
частей серийных понтонных парков.
Артиллерийский тягач на шасси
КамАЗ-6350 (8x8) способен перевозить
в кузове до 5 т груза и буксировать
прицепные системы массой до 12 т. В
движение машину приводит 360-сильный
дизель КамАЗ-740.50-360 (Евро-2).
Тягач оснащен краном-манипулятором
грузоподъeмностью 2 т.
Одним из самых современных в гамме
перспективных автомобилей является
полноприводный КамАЗ-6560 (8x8)
грузоподъемностью 20 т.
Машину оснастили 400-сильным дизелем
КамАЗ-740.63-400 и автоматической
коробкой передач ZF. Эта модель уже
отправляется на экспорт.