ДАФ: DAF Trucks N.V.,
Hugo van der
Goeslaan 1, Postbus 90065, 5600
Eindhoven, Netherlands
Нидерландская компания DAF Trucks
выпускает грузовые автомобили серий:
LF (полной массой 6–21 т), CF (18–32
т), XF95 (18–36 т) и XF105 (18–36
т). Компания входит в состав
концерна PACCAR. Штаб-квартира DAF
Trucks находится в Эйндховене
(Нидерланды). Здесь же располагается
сборочный конвейер автомобилей серий
CF и XF и производство двигателей.
Кабины и мосты изготавливаются в
Вестерло (Бельгия). На конец 2005
года на предприятиях в Эйндховене
было занято 4,7 тыс. человек, в
Вестерло - 2 тыс. человек. Легкие
грузовики серии LF производятся на
заводе Leyland (Великобритания).
В 2005 году было собрано 41229
автомобилей DAF серий CF и XF и
11320 машин серии LF, что в сумме
составляет 52 549 единиц - это
является абсолютным рекордом за 75
лет существования компании. Доля
грузовиков DAF на европейском рынке
в 2005 году составила 9,4% для
автомобилей полной массой 6–15 т и
13,7% - полной массой свыше 15 т.
В январе 2006 года началось
производство новой флагманской серии
XF105 и в мае - обновленных
грузовиков легкой и средней серий LF
и CF, получивших новые двигатели,
отвечающие требованиям по
токсичности Евро-4 и Евро-5, и
кабины, выполненные в едином стиле с
тяжелой серией XF105.
СЕРИЯ LF
Автомобили LF (Light Forte),
выпускаемые с 2001 года,
используются для внутригородских,
региональных и магистральных
перевозок небольших партий грузов.
В обновленную серию LF45 входят
шасси полной массой 6,2–12 т. Это
типично развозные грузовики 4х2, с
17,5-дюймовыми колесами,
обеспечивающими низкую посадку и
погрузку, и с короткой кабиной LF
Day Cab шириной 2130 мм и внутренней
высотой 1610 мм.
К обновленной серии LF55 относятся
шасси колесной формулой 4х2 полной
массой 12–15 т, шасси 6х2 полной
массой 21 т, седельные тягачи 4х2
полной массой 13 т (в составе
автопоезда до 24 т) и шасси 4х2
полной массой 16–19 т. У всех -
19,5-дюймовые колеса, кроме шасси
полной массой 16–19 т, у которых
22,5 дюйма. При магистральных
перевозках используется кабина LF
Sleeper Cab с одним спальным местом
- у нее те же ширина и внутренняя
высота, что и у LF Day Cab, но длина
- 2003 мм.
Автомобили оснащаются новыми
дизелями PACCAR: 4-цилиндровыми
рядными FR рабочим объемом 4,5 л
(138, 158 и 183 л.с.) и
6-цилиндровыми рядными GR рабочим
объемом 6,7 л (220, 250 и 280 л.с.).
Моторы FR пришли на замену
3,9-литрового двигателя, GR -
5,9-литрового. Новые дизели,
оборудованные системой впрыска
Common Rail высокого давления,
созданы с применением технологии SCR
(Selective Catalytic Reduction), при
которой для снижения концентрации
оксидов азота в систему выпуска
впрыскивается добавка AdBlue на
основе дистиллированной воды и
мочевины. Одного бака с добавкой
AdBlue емкостью 26 л хватает на 2,5
тыс. км пробега. Двигатели
соответствуют нормам токсичности
отработавших газов Евро-4. По
сравнению с предыдущими моторами,
отвечающим нормам Евро-3, новые
двигатели, по данным производителя,
имеют меньший, на 4%, расход
топлива.
На машины устанавливаются
6-ступенчатая механическая коробка
передач либо 6-ступенчатая
роботизированная ZF AS-Tronic
(педаль сцепления в этом случае
выжимать не требуется, а режимы
работы коробки задаются круглым
переключателем, расположенным на
передней панели, и подрулевым
рычажком). Также может
устанавливаться автоматическая
коробка передач Allison.
Новая панель приборов легко читается
и выглядит как на легковом
автомобиле. Четырехспицевое рулевое
колесо нового дизайна оборудуется
опционно подушкой безопасности и
клавишами на спицах, которые могут
быть настроены для управления
сотовым телефоном. На передней
панели, справа от комбинации
приборов, установлена компактная
рукоятка стояночного тормоза.
Экстерьер кабины обновленной серии
отличается новыми блок-фарами, более
низко расположенной решеткой
радиатора и наружными зеркалами
заднего и бокового вида ощутимо
больших размеров.
Передняя и задняя подвески у
автомобиля - на параболических
рессорах либо пневмобаллонах. У
автомобилей снижена собственная
масса шасси в угоду повышения
грузоподъемности и уменьшен радиус
поворота для улучшения
маневренности. Сервисный интервал
для легкой серии составляет 55 тыс.
км пробега.
СЕРИЯ CF
Среднетоннажные автомобили серий 65,
75 и 85 появились в 1992 году, в
2000 году были модернизированы,
получив обозначение CF (Сompact
Forte), а в 2006 году обновились
аналогично легкой серии LF.
Серия CF65 представлена двухосными
шасси (4х2) полной массой 18 т.
Колесная база варьируется в
диапазоне от 4,0 до 7,3 м.
Максимальная длина полезного груза
при короткой кабине и наибольшей
базе равна 10,1 м. Размер колес, как
во всей серии CF, равен 22,5 дюйма.
В серию CF75 входят шасси полной
массой 18 (4х2), 26 (6х2 и 6х4) и 32
т (8х4), а также седельные тягачи
4х2 полной массой 18 т (в составе
автопоезда - 40 т). Колесная база у
шасси составляет от 4,0 до 7,1 м, у
седельных тягачей - 3,25, 3,6 и 3,8
м.
Шасси серии CF85 имеют полную массу
18 (колесная формула 4х2), 25 (6х2),
26 (6х2 и 6х4) и 32 т (8х2 и 8х4).
Колесная база у этих автомобилей
составляет от 3,8 до 7,1 м.
Седельные тягачи CF85 выпускаются с
колесной формулой 4х2 (полная масса
- 18 т, в составе автопоезда - 40
т), 6х2 (23 и 25,7 т, в составе
автопоезда соответственно - 40 и 44
т) и 6х4 (26 т, в составе автопоезда
- 58 т). Колесная база у седельных
тягачей 4х2 - та же, что и у
двухосных CF75, у тягачей 6х2 - 3,85
и 4,1 м, у тягачей 6х4 - 3,9 м.
Все автомобили серии CF оборудуются
тремя вариантами кабин общей шириной
2260 мм. Короткая кабина СF Day Cab
имеет длину 1770 мм и внутреннюю
высоту 1 600 мм, кабина СF Sleeper
Cab c одним спальным местом - ту же
внутреннюю высоту, что и СF Day Cab,
и длину 2200 мм, кабина СF Space Cab
c двумя спальными местами - ту же
длину, что и СF Sleeper Cab, и
внутреннюю высоту 2230 мм. Длина
спальных мест - 2,02 м, ширина -
0,73 м.
Автомобили серии CF65 оснащаются
новыми 6,7-литровыми дизелями PACCAR
GR мощностью 220, 250 и 280 л.с. -
теми же, что применяются в серии LF.
Серия CF75 оборудуется новыми
9,2-литровыми моторами PACCAR PR
мощностью 250, 310 и 360 л.с.
На грузовики CF85 устанавливаются
новые 12,9-литровые дизели PACCAR MX
мощностью 360, 410, 460 и 510 л.с.
Ресурс двигателей MX,
устанавливаемых также на автомобили
XF105, составляет без капремонта 1,6
млн км.
Двигатели PR и MX, оснащенные
интеллектуальной системой впрыска
топлива SMART с индивидуальными
насос-форсунками и каталитическим
восстановлением по технологии SCR,
соответствуют нормам Евро-4 и
Евро-5.
Моторы компонуются с механическими
коробками передач: 6- и
9-ступенчатыми - на CF65, 8-, 9- и
16-ступенчатыми - на CF75 и CF85.
Коробки могут дополняться
пневмоусилителем переключения
ServoShift. В качестве опции на
автомобили устанавливаются коробки
ZF AS-Tronic. Автомобили CF75 также
могут оснащаться 5-позиционным
«автоматом» Allison.
Вместо параболических рессор может
устанавливаться пневмоподвеска.
Версии машин колесной формулой 6х4 и
8х4 оборудуются уникальной
8-рычажной тандемной подвеской DAF.
Одной из особенностей новой серии CF
стало применение дисковых тормозов
вместо барабанных (за исключением
машин с колёсными редукторами).
Интервал техобслуживания для
грузовиков серии CF равен 150 тыс.
км пробега.
СЕРИЯ XF95
Тяжелые автомобили серии 95
появились в 1987 году, через десять
лет к цифрам была приставлена
аббревиатура XF (Extra Forte),
обозначающая создание особо мощной (Extra
Forte) модели, а в 2002 исполнение
95XF сменила серия XF95 c новой
кабиной.
Шасси серии XF95 имеют полную массу
18 (колесная формула 4х2), 25,7
(6х2), 26 (6х2), 26,5 (6х2 и 6х4),
32 (8х4) и 35,5 т (8х2). Седельные
тягачи производятся с колесной
формулой 4х2 (полная масса - 18 т, в
составе автопоезда - 40 т), 6х2 (от
23 до 26 т, в составе автопоезда -
44 т), 6х4 (26 т, в составе
автопоезда - 60 т) и 8х4 (36 т, в
составе автопоезда - 50 т). Колесная
база у шасси составляет от 4,2 до
6,9 м, у двухосных седельных тягачей
- 3,6 и 3,8 м, у трехосных - от 3,1
до 4,55 м, у четырехосных - 4,6 м..
Для машин предусмотрены два варианта
двухспальных кабин шириной 2490 мм:
XF Space Cab внутренней высотой 1885
мм и XF Super Space Cab - 2255 мм
(внутренний объем равен 1,1 м3).
Кабины по сей день считаются одними
из самых комфортных. Уровень шума в
салоне не превышает 66 дБ(А) при
скорости 85 км/ч.
На автомобили устанавливаются
6-цилиндровые 24-клапанные дизели
DAF XE рабочим объемом 12,6 л и
мощностью 381, 428, 483 и 530 л.с.
Двигатели, оборудованные фирменной
дафовской системой впрыска топлива
UPEC, в которой применяются форсунки
с электронно-управляемыми
индивидуальными насосами,
удовлетворяют нормам Евро-3. Расход
топлива при оборотах коленвала 1200
мин–1 для 381-сильного мотора
составляет 196, для 428-сильного -
195, для двух самых мощных - 192 г/кВт.ч.
Двигатели компонуются с
16-ступенчатой механической коробкой
передач ServoShift или
роботизированной AS-Tronic. Задний
мост DAF снабжен гипоидной
передачей. На автомобили,
предназначенные для эксплуатации по
плохим дорогам, устанавливаются
колесные редукторы.
На всех исполнениях ставятся
вентилируемые дисковые тормоза
впереди и сзади. На автомобиле
установлены электронная система
тормозов EBS, включая АBS,
противобуксовочная система ASR и
система экстренного торможения Brake
Assist. В качестве опции
устанавливается система курсовой
стабилизации движения VSC.
СЕРИЯ XF105
Появление в 2005 году серии XF105 с
новым двигателем было вызвано
необходимостью создания нового
флагманского грузовика, отвечающего
требованиям норм Евро-4/Евро-5. Эта
наиболее современная и дорогая
серия, таким образом, не заменяет
грузовики XF95, которые будут
выпускаться для стран, где
продолжают действовать нормы Евро-3.
Шасси серии XF105 выпускаются полной
массой 18 (колесная формула 4х2),
24,9 (6х2), 25,087 (6х2), 25,7
(6х2), 26 (6х2) и 32 т (8х4).
Колесная база составляет от 4,2 до
6,9 м. Седельные тягачи имеют
колесную формулу 4х2 (полная масса -
18 т, в составе автопоезда - 40 т),
6х2 (от 23 до 26 т, в составе
автопоезда - 44 т), 6х4 (26 т, в
составе автопоезда - 60 т) и 8х4 (36
т, в составе автопоезда - 58 т).
Колесная база у двухосных седельных
тягачей равна 3,6 м, у трехосных -
от 3,1 до 4,55 м, у четырехосных -
4,8 м. Тягачи с низким расположением
опорносцепного устройства (96 см)
могут перевозить в составе
автопоезда, высота которого не
превышает 3 м, груз объемом до 100
м3.
Внешне автомобиль XF105 отличают
новый дизайн стального бампера с
четырьмя круглыми противотуманками,
решетка радиатора большого размера,
инкрустированная алюминиевой
декоративной полоской, новые боковые
и задние зеркала заднего вида,
выполненные в цвет кабины,
ксеноновые блок-фары, а также
дополнительные фары прожекторного
типа, интегрированные в крышу кабины
Super Space Cab.
Принципиальным отличием интерьера
кабины XF105, по сравнению с XF95,
является сильно уменьшенный бугорок
тоннеля пола, что связано с
применением новых двигателей PACCAR
MX, имеющих меньшую высоту, чем у
моторов DAF XE. Панель приборов
оформлена более богато - под
алюминий или дерево. Кроме того, на
щитке приборов расположился
дополнительный стрелочный указатель
уровня добавки AdBlue в
«мочевиновом» баке.
Моторы PACCAR MX, устанавливаемые на
машины XF105, имеют мощность 410,
460 и 510 л. с. Емкость бака с
добавкой AdBlue составляет 50 или 75
л (бака с таким объемом может
хватить на 4,5 тыс. км пробега).
В 2006 году состоялась мировая
премьера системы телематики DAF,
предназначенной для обмена данными и
управления парком подвижного
состава.
Система состоит из удачно
встроенного в один из трех слотов
стандарта DIN на приборной панели
автомобилей XF105 (а также CF),
бортового компьютера и Интернет
портала. Соединение грузовика и базы
осуществляется посредством системы
GPRS, с помощью которой передается
информация о возможности изменения
маршрута и о поездке в целом.
Уникальность системы телематики
заключается в возможности соединения
навигации с обменом сообщениями. Эта
функция позволяет отправлять из
транспортной компании в систему,
установленную на борту грузового
автомобиля, находящегося в рейсе,
предпочтительный маршрут движения,
который может автоматически
отображаться на экране перед
водителем. Кроме обмена сообщениями
и навигации, возможен поиск
украденного автомобиля, контроль
температуры груза и т. п.
Официальным импортером продукции DAF
Trucks в России - компанией VH DAF -
в 2005 году было продано 142 новых и
232 подержанных грузовика. Всего в
Россию, по данным ГТК РФ, в 2005
году было ввезено 1367 подержанных
автомобилей DAF.
Наиболее продаваемой моделью DAF в
России в 2005 году, по информации VH
DAF, был тяжелый автомобиль FT
XF95.430 Space Cab. Всего было
приобретено 90 машин по цене 66,9
тыс. евро. Это седельный тягач с
колесной формулой 4х2, серии XF95, с
двигателем DAF ХЕ мощностью 428 л.
с., кабиной Space Cab. Кабина имеет
пружинную подвеску. Установлены
кондиционер, круиз-контроль,
автономный отопитель. Сиденье
водителя - на пневмоподвеске.
Автомобиль оснащен 16-ступенчатой
механической коробкой передач,
блокировкой дифференциала. Передняя
подвеска снабжена параболическими
рессорами, задняя - пневматическая.
Такая же модель 2001 года выпуска -
с пневмоподвеской, «сухим»
автономным отопителем, топливным
баком емкостью 620 л, ретардером,
кондиционером - стоит порядка 36
тыс. евро (c НДС и растаможкой).
Следующей по популярности стала
«бюджетная» модель FT CF85.340
Sleeper Cab «Перспектива». В 2005
году российские перевозчики купили
49 таких автомобилей по цене 71 тыс.
евро, включая НДС и таможенную
очистку.
Автомобили продаются со склада в
Москве после таможенной очистки.
Возможно приобретение на условиях
лизинга: срок выплаты - 42 месяца,
авансовый платеж без НДС - 15043
евро, ежемесячно выплачивается 1488
евро.
ИНТЕРВЬЮ С МЕНЕДЖЕРОМ ОТДЕЛА ПРОДАЖ
КОМПАНИИ VH-DAF СЕРГЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ
ПАНТЫКИНЫМ
- Как дооснащаются автомобили DAF в
российском исполнении?
- В дополнительное оборудование для
России входит автономный отопитель,
причем не «сухой фен», а жидкостный,
который не только отапливает кабину,
но и позволяет разогревать двигатель
и топливный бак. Кроме того,
прилагаются требуемые российским
законодательством два
противооткатных упора, знак
автопоезда - три оранжевых фонаря.
Ставится фара освещения сцепки, а
если ее нет, водитель может ее
установить самостоятельно - проводка
подведена.
- Достаточен ли уровень подготовки
российских водителей и ремонтников?
- С водителями я очень активно
общаюсь при передаче автомобиля,
снимаем все вопросы. И если
возникает неясность потом, они мне
звонят. Вообще, все они - люди
опытные и знающие, азам их учить не
надо. У европейских перевозчиков
наши водители пользуются большим
уважением. Наши любую мелкую
неисправность устраняют на месте, не
вызывая «летучек». Многие западные
водители вообще не лезут под капот,
чуть какая поломка - звонят на
фирму.
Был даже такой случай, когда на
одной европейской стоянке
дальнобойщиков загорелся грузовик.
Водитель выскочил из машины, отбежал
на безопасное расстояние и стал
лихорадочно куда-то названивать.
Вокруг стояли коллеги и, что
называется, наблюдали. И только наш
водитель, который тоже здесь
«парковался», подбежал к горящей
машине, сбросил клеммы и стал
поливать огонь из огнетушителя. Очаг
был потушен - успел сгореть только
небольшой участок. Надо было видеть,
как благодарил тот водитель, чуть не
со слезами на глазах, своего
спасителя и с каким восхищением все
вокруг смотрели на этого скромного
русского.
Что касается ремонтников, то мы
регулярно - два-три раза в год -
собираем у нас здесь специалистов из
сервисных центров на семинары и
консультации.
- Где, кстати, находятся эти центры?
- Сервисные центры DAF есть в
Москве, Подмосковье (поселок
Московский), Санкт-Петербурге,
Нижнем Новгороде, Саратове,
Екатеринбурге и Калининграде.