Сбросить или набрать вес ради
выступлений в другой весовой
категории - известный тактический
прием среди борцов, боксеров и
других атлетов. Не чужд он и
производителям грузовиков. КамАЗ уже
выступает в новом для себя тяжелом
классе, но закрепиться в легкой
категории долго не удавалось. Теперь
один из его окаменевших проектов -
грузовик легкой серии, похоже,
оживает. Чтобы поближе познакомиться
с новинками КамАЗа, мы приехали в
НТЦ завода.
КамАЗ-4307-самый легкий в семействе
среднетоннажников компании,
грузоподъемность его составляет 3,2
т. Двигатель - рядный 4-цилиндровый
«Камминс» 4В3.9 (Евро-2) мощностью
140 л.с., коробка передач -
6-ступенчатая «Прага» или КамАЗ-14,
подвеска - на параболических
рессорах.
Автовоз КамАЗ-43085 - легкий
автопоезд. Длина - почти 19м, полная
масса - 28т. На борт умещается
порядка 6–8 легковых автомобилей.
Двигатель - рядный 6-цилиндровый «Камминс»
ISBe (Евро-3) мощностью 275 л.с.,
коробка передач - ZF, задняя
подвеска - пневматическая.
КУЛЬТУРА ВЕСА
«Камский батыр» (так 30 лет назад
называли автозавод) начинался с
выпуска восьмитонных грузовиков, и с
годами грузоподъемность только
росла. Первым
автомобилем-«легковесом» был
КамАЗ-5355. В 1997 году его
разработали совместно с челнинской
фирмой РИАТ, а семитонным сделали,
убрав один ведущий мост.
Принадлежность к касте развозных
грузовиков символизировали колеса
меньшего диаметра.
Двигатель оставался прежним -
V-образным 8-цилиндровым мощностью
210 л.с. и массой три четверти
тонны, хотя присматривались к рядной
«шестерке» «Камминс». «Американец»
был почти в два раза легче и при
этом развивал 185 л. с., но о
массовом производстве не могло быть
и речи - завод вскоре оказался на
грани банкротства. Со временем КамАЗ
выбрался из кризиса и конструкторы
продолжили работу над легкой серией.
Но даже с американскими двигателями
автомобиль оставался слишком
тяжелым: из 11 тонн полной массы
модели КамАЗ-4315 полезных было
всего 5 тонн, а восьмитонный фургон
КамАЗ-4307 вез только 3,2 тонны.
ВЕСОМЫЙ ВКЛАД
О единичных выставочных образцах не
стоило и говорить, если бы не
последние события в истории КамАЗа.
Образовано два совместных
предприятия с давними партнерами
челнинцев - ZF и «Камминс».
Сотрудничество с «Камминс» позволит
быстрее запустить в серию четырех- и
шеститонные грузовики.
Пока на сборку КамАЗ-4308 идут
бразильские и китайские «камминсы» с
камазовской 5-ступенчатой коробкой.
Она почти вдвое тяжелее, чем нужно,
зато на «легкой работе» ходить будет
вечно. Маленькие же коробки передач
«Цанрад Фабрик» в серии появятся не
скоро.
В первую очередь будут налаживать
выпуск 16-ступенчатой под крутящий
момент 1500 Н·м, для камазовских
360–400-сильных дизелей 50-й серии.
Альянс с ZF ускорит и разработку
гипоидных мостов для братьев
меньших, а пока приспособили
тяжеленную балку от массового
автомобиля КамАЗ-5320 с
двухступенчатым редуктором, но зато
с дисковыми тормозами «Халдекс».
СТАРЫЙ ДРУГ
Дизайнерам, обновлявшим фасад
кабины, наверняка работалось легче,
чем их зарубежным коллегам. Те из
кожи вон лезут, чтобы сохранить
фамильные черты марки, суметь внести
в облик что-то новое и при том
исключить схожесть с конкурентами.
Нашим это удалось. За тридцать лет
производство кабина стала дважды
легендарной. У нас - потому что
выросло поколение водителей, которые
вправе сказать: «У меня в такой же
дед рулил…» На Западе - благодаря
ореолу побед в «дакаровских»
раллирейдах. И как бы ни проигрывала
она иностранным аналогам, для
самосвала и развозных грузовиков
вполне подходит.
Только интерьер бы чуть подтянуть.
Обе машины когда-то готовили к
выставкам. Фургон показывали в 2004
году в Ганновере, автовоз украшал
стенд КамАЗа на МИМС-2005. Поэтому
они блестят на солнце металликом и
немного отличаются от серийных
агрегатами. Благодаря колесам
меньшего диаметра и несколько
измененной подвеске кабины пол стал
ниже. Ступенька одна, но длинная и
удобная. Небольшая пухлая баранка
создает иллюзию простора. На дверях
новые обивки, стеклопластиковая
панель приборов - все это уже идет
на конвейер. Сиденья импортные, с
удобными регулировками. Кабина
фургона трехместная, на автовозе -
двухместная, зато со спальником и
более высокой крышей.
Двигатели заводятся мгновенно,
работают тихо. На холостом ходу чуть
трясет «четверку»: балансирных валов
нет, но в движении вибрация
незаметна. 6-цилиндровый мотор здесь
в выигрыше, да и тянет увереннее.
Оба дизеля имеют хороший запас
мощности, а еще лучше приспособиться
к рельефу дороги помогает
16-ступенчатая коробка ZF. Эта
редкая в России модель 16S109
рассчитана под крутящий момент 1100
Н·м. Легкая - в алюминиевом картере,
с делителем и демультипликатором.
Такая коробка для малотоннажных
автопоездов и городских грузовиков -
излишество, хватило бы
6-ступенчатой. Подобные у фирмы «Цанрад
Фабрик» есть, значит, будут и у
КамАЗа.