«Татра»: Tatra, a. s.,
Stefanikova
1163, 742 21 Koprivnice, Czech
Republic
Новым владельцем акционерного
общества Tatra в 2006 году стала
компания Blue River, выкупившая у
американской корпорации Terex
контрольный пакет акций. Новое
руководство в лице Рональда А.
Адамса (основателя Blue River) и
группы чешских и иностранных
инвесторов в 2007 году планирует
собирать на головном заводе в
Копрживнице 1600 автомобилей Tatra и
в дальнейшем наращивать выпуск до 2
500 грузовиков в 2009 году. В 2005
году было продано 1053 транспортных
средства Tatra, что на 11 % больше,
чем в 2004. Растущими рынками в 2005
году были Россия, Словакия, Венгрия,
Индия и внутренний чешский рынок. За
первую половину 2006 года было
выпущено 548 грузовиков Tatra, из
которых 181 автомобиль был продан в
Чехии и 138 машин отправлено в
Россию. Всего в 2006 году должно
быть собрано порядка 1,2 тыс.
автомобилей. На основном предприятии
Tatra трудятся 1500 человек, а весь
штат группы Tatra, включая дочерние
фирмы, составляет 3100 человек.
В настоящее время гамму грузовых
автомобилей составляют большегрузные
самосвалы, седельные тягачи и шасси
Terr№1 и Т163, а также армейские
грузовики Armax, Force и T815-7.
Специально подготовленные для
автомарафонов грузовики Tatra много
лет с успехом участвуют в
ралли-рейдах.
Конструктивно грузовики Tatra
отличаются необычной ходовой частью
с хребтовой рамой в виде центральной
несущей составной трубы (внутри
которой проходят приводные валы).
При этом мосты - разрезные, а
подвеска выполнена на качающихся
полуосях. Все это с одной стороны
обеспечивает шасси высокое
сопротивление против кручения и
изгиба, а с другой - эффективное
прижимание колес к дороге даже в
случае больших неровностей и ям.
Однако имелось одно «но»: автомобили
Tatra из-за такой компоновки всегда
отличались характерным паразитным
развалом колес, что приводило к
неравномерному износу шин. Для
компенсации этого явления была
разработана комбинированная подвеска
типа King Frame, сочетающая
пневмоподушки и установленные в них
винтовые пружины либо пневмоподушки
и листовые рессоры. В первом случае
осевые нагрузки на ось могут
достигать 11,5 т, во втором - 15 т.
Благодаря всей этой оригинальной
конструкции, а также тому, что все
мосты могут быть ведущими,
достигается очень высокая
проходимость автомобиля на
бездорожье. Помимо этого, все мосты
оснащаются блокировкой межосевого и
межколесных дифференциалов, а
дополнительно могут устанавливаться
колесные планетарные редукторы.
Поставляемые в Россию модели Т163 и
Terr№1 оснащаются 12,7-литровым
V-образным 8-цилиндровым дизелем
воздушного охлаждения моделей
T3В-928 (Евро-2) мощностью 230, 255,
300 кВт и T3С-928 (Евро-3) мощностью
240, 270, 300 кВт - с турбонаддувом
с промежуточным охлаждением
наддувочного воздуха и прямым
впрыском топлива, подаваемого
классическим рядным топливным
насосом высокого давления. Двигатель
компонуется с вариантами
механической коробки передач Tatra:
10-ступенчатой с
электропневматическим переключением
передач либо 14-ступенчатой.
Практически все передачи имеют
синхронизаторы. Исключение
составляет только передача заднего
хода и специальная замедленная
передача, маркированная буквой С (Crawler),
которая включается для того, чтобы
застрявший автомобиль мог выехать на
твердую почву. Также устанавливается
дополнительная двухступенчатая
коробка передач с мультипликатором.
На автомобили, предназначенные для
рынков стран ЕС, в 2006 году начал
устанавливаться новый 8-цилиндровый
V-образный турбодизель Tatra T3D-928
TM мощностью 280 и 325 кВт,
соответствующий нормам Евро-4. Для
создания этого мотора инженеры Tatra
избрали такой же путь, что и
большинство других крупных
европейских изготовителей, то есть
взяли за основу двигатель T3С-928,
оптимизировали процесс сгорания
смеси и применили технологию SCR
избирательной каталитической
нейтрализации оксидов азота с
использованием присадки AdBlue.
Т163
Предназначенные для тяжелых условий
эксплуатации грузовики Т163
создавались в 90-х годах под маркой
Jamal на основе широкомасштабных
эксплуатационных испытаний,
проводившихся в России, Чехии и
Словакии. Автомобили имеют полную
массу 26–40 т, грузоподъемность
19,22– 25,15 т, максимальную
переднюю осевую нагрузку 8 т и
заднюю 2х16 т. Выпускаемые с
колесной формулой 6х4 и 6х6 и с
колесной базой 3700 и 4090 мм,
автомобили комплектуются
самосвальным кузовом объемом 12–16
м3, ковшеобразным с односторонней
разгрузкой, оборудуемым подогревом
выхлопными газами. Укороченная
кабина капотного типа - трехместная,
с выгнутым ветровым стеклом,
неоткидная: доступ к силовому
агрегату достигается откидыванием
стеклопластикового капота вперед с
помощью амортизационных стоек.
Кабина оборудуется отопителем,
использующим тепло системы
охлаждения двигателя, автономным
дизель-отопителем, кондиционером.
TERR№1
Грузовики модельного ряда Terr№1 -
преемники серии Т815 - выпускаются
полной массой 19–46 т (в составе
автопоезда - 42–103 т),
грузоподъемностью 9,1–28,6 т, с
колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8.
Автомобили комплектуются бескапотной
кабиной вагонного типа - короткой,
стандартной, удлиненной или
сдвоенной. Подъем и опускание кабины
выполняются с помощью
гидравлического агрегата.
Спроектирована кабина с учетом
возможности установки
правостороннего рулевого управления.
Поставляемые в Россию машины
оборудуются электроподогревателем
системы впуска для облегчения
запуска двигателя в сильный мороз,
электроподогревателем масла, а также
автономным отопителем,
устанавливаемым в кабине за сиденьем
водителя.
ARMAX
Грузовики семейства Е815-2 Armax
базируются на модели Terr№1. Они
имеют те же варианты колесной
формулы и конструкции шасси, но
приспособлены для армейских нужд.
Так, дополнительно устанавливаются
устройства светомаскировки, система
подкачки давления в шинах,
оборудование для преодоления брода
глубиной до 1,2 м. В подвеске задних
колес King Frame дополнительно
применена система автоматического
регулирования дорожного просвета.
Углы въезда, съезда и рампы для
версии 4х4 равны соответственно 36,
37 и 26°. Максимальный угол подъема
дороги составляет 45°, бокового
уклона - 30°. Модульный принцип
производства автомобилей позволяет
устанавливать на них как моторы
Tatra, так и двигатели водяного
охлаждения, например Deutz или
Cummins. Предусмотрено бронирование
кабины.
FORCE
Автомобили семейства Т816 Force
выпускаются с колесной формулой 6х6,
8х8, 10х10 и 12х12, оснащаются
двигателями жидкостного охлаждения
Cummins мощностью 298 (отвечает
требованиям американского стандарта
EPA/CARB1999), 306 (Евро-3) и 324
кВт (Евро-2) и Caterpillar мощностью
306 кВт (EPA/CARB2004). Моторы
компонуются с 6-позиционной
автоматической коробкой передач
американской фирмы Twin Disc.
Ходовая часть оборудуется колесными
редукторами и односкатными шинами
размером 16.00 R20. Углы въезда,
съезда и рампы равны соответственно
40, 35 и 24°, максимальная глубина
преодолеваемого брода - 1,25 м.
Кабина выпускается стандартной
трехместной, оборудованной одной или
двумя сальными полками, а также
удлиненной, вмещающей до 8 человек.
T815-7
Вседорожные автомобили модельного
ряда T815-7 предназначены как для
армии, так и для нужд пожарных
подразделений и отрядов спасения.
Шасси выпускаются с колесными
формулами 4х4, 6х6, 8х8, 10х10 и
12х12. Кроме двигателя Tatra
автомобиль может оснащаться моторами
Cummins и Caterpillar, кроме
механической коробки передач Tatra -
«автоматами» Allison или Twin Disc.
Кабина имеет составное плоское
ветровое стекло. Кроме двухдверной
двухместной кабины выпускается
четырехдверная восьмиместная.
Благодаря низкой кабине автомобили
можно транспортировать «натовским»
самолетом типа С-130 Herkules.
Возможность регулирования на ходу
величины дорожного просвета
позволяет автомобилю легче проходить
тяжелые участки дорог и бездорожья,
низкие туннели. Клиренс (400 мм при
колесной формуле 8х8) может быть на
105 мм уменьшен или на 90 мм
увеличен. Углы въезда, съезда и
рампы составляют соответственно 45,
40 и 32°. Максимальная глубина
преодолеваемого брода та же, что и у
автомобилей Force.