Россия - огромная страна, но сегодня
на примере Москвы, других крупных
городов, а впрочем, и некоторых
федеральных дорог видно, что «тупое»
увеличение действующего парка
неумолимо приближает транспортную
систему страны к коллапсу, пока,
правда, только в отдельных регионах.
Основная масса дорог была
спроектирована и построена больше 30
лет назад, когда предельная
расчетная интенсивность движения не
превышала 7 тыс. машин в сутки.
Сегодня она может достигать 180
тысяч… Кстати, за это же время
осевая нагрузка выросла в 6 раз.
Общая протяженность автомобильных
дорог всех категорий в Германии
составляет примерно 250 тыс. км, а
средняя их плотность - около 702 км
на каждые 1000 км2 (100 на 100 км)
территории. При территории США в
26,3 раза большей, чем Германии, они
имеют общую протяженность всех
автомобильных дорог примерно 6,5 млн
км, но плотность дорог вполне
сопоставима - около 694 км на каждые
1000 км2.
Разработанная
правительственная программа развития
автомобильных дорог предусматривает
увеличение к 2025 году протяженности
автомагистралей общего пользования
почти на 45% - до 845 тыс. км. К
сожалению, даже при условии ее
реализации это будет в 7,7 раза
меньше, чем сегодня в США со схожими
географическими условиями и
расстояниями перевозок. Но кроме
строительства нельзя забывать и о
ремонте, ибо сегодня он необходим
примерно 65% только федеральных
дорог… Кроме того, сама конфигурация
дорожной сети имеет в России ярко
выраженную радиальную структуру,
привязанную к крупным промышленным
центрам, сформировавшимся еще в
СССР, что значительно удлиняет
многие маршруты перевозок, особенно
после распада последнего.
В итоге доля транспортной
составляющей в себестоимости
продукции промышленности и сельского
хозяйства в России достигает 15–20%,
что в 2–3 раза больше, чем в
развитых странах мира. По мнению
ведущих российских специалистов, для
того чтобы заявить, что у нас
сформирована опорная сеть дорог,
необходимо построить порядка 50 тыс.
км федеральных и порядка 400 тыс. км
внутри- и межрегиональных дорог
общего пользования. Это минимум. В
настоящее время уровень вводов по
федеральной сети - примерно одна
тысяча километров в год! Понятно,
что для того, чтобы такими темпами
решить проблему формирования только
опорной сети, нам потребуется 50
лет.
Основная проблема - финансирование:
в российских условиях речь идет о
суммах от 0,5 до нескольких
миллионов долларов за каждый
километр дороги. В основном
строительство идет за счет бюджетных
денег. Частные инвестиции, как
правило, незначительны, потому что
срок окупаемости такого
строительства очень велик и
достигает 25 лет. И естественно, что
инвесторам невыгодно вкладывать
деньги в такие дорогостоящие
проекты, не получая при этом большой
прибыли, в отличие от экспорта
природных ресурсов. Пока же среди
индустриально развитых стран Россия
занимает предпоследнее место по
финансированию дорожного комплекса,
которое в 15,5 раза меньше, чем в
США.