ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ),
г. Ульяновск, Московское ш., д. 8
Ульяновский автомобильный завод,
входящий в холдинг «Северсталь»,
продолжает играть заметную роль в
качестве поставщика грузовых
автомобилей малой грузоподъемности.
Спрос на них в течение последних лет
остается стабильным. Главная
особенность всех коммерческих
транспортных средств автозавода -
наличие полного привода - делает их
незаменимыми в труднопроходимой
местности, к которой относятся
сельские районы страны в осенний,
весенний и зимний периоды.
В 2005 году выпуск грузовиков
увеличился на 5% по сравнению с 2004
годом, достигнув 19465 ед. В 2006
году этот результат должен был
составить 26000 ед.
В ближайшие годы семейство
автомобилей марки УАЗ должно
пополниться новыми коммерческими
моделями, созданными на шасси, в
максимальной степени унифицированным
с вседорожником УАЗ-3163 «Патриот».
Пока в производстве находится
единственный подобный пикап
УАЗ-2360, колесная база которого
больше, чем у пассажирского
вседорожника, на 40 мм, а задняя
рессорная подвеска усилена. В 2005
году было выпущено 106 экземпляров
этой модели. Рассчитанный на
транспортировку 800 кг груза по всем
видам дорог, включая бездорожье,
пикап оснащают бензиновым
16-клапанным двигателем ЗМЗ-409.10
мощностью 128 л.с. (УАЗ-23602) либо
дизельным ЗМЗ-5143.10 с системой
турбонаддува, развивающим мощность
91 л.с. (УАЗ-23608).
Кроме металлической платформы с
тремя откидными гофрированными
бортами, длина которой - 2212 мм, а
ширина - 1793 мм, разработан кузов с
гладкими боковинами и одним задним
откидывающимся бортом.
Пикап с подобной платформой и
защитными трубчатыми дугами за
кабиной получил индекс УАЗ-27602 и
позиционируется как модель для
активного отдыха.
Еще одна версия пикапа УАЗ-23632
отличается установкой 4-дверной
пятиместной кабины и передка от
модели «Патриот». Размеры грузовой
платформы у него значительно меньше
(1400х1500х1300 мм), однако для
защиты груза предусмотрен не только
мягкий тент, но и пластиковый
остекленный съемный навес.
Автомобили семейства УАЗ-2360
снабжены двумя топливными баками
емкостью по 42,5 л, отключаемым
передним мостом, 4-ступенчатой
коробкой передач и рулевым
управлением с гидроусилителем.
Пикапы комплектуют шинами размером
225/75R16. Передние колеса на
асфальте отключают от полуосей с
помощью легковращаемых от руки
ступичных муфт.
В течение последних 48 лет основными
моделями коммерческих грузовиков
автозавода были выносливые и
неприхотливые в эксплуатации рамные
фургоны и бортовые грузовики,
ведущие свою биографию от семейства
УАЗ-450, разработанного в конце 50-х
годов. Их производство сохранится в
ближайшие годы. Однако в 2006 году
они подверглись самой серьезной
модернизации, связанной с установкой
впрысковых бензиновых двигателей
взамен карбюраторных.
Основным силовым агрегатом в 2006
году стал УМЗ-4213.10-10 -
4-цилиндровый рядный двигатель, у
которого впервые в отечественном
автомобилестроении применен
алюминиевый блок цилиндров с
залитыми чугунными тонкостенными
гильзами, значительно повысившими
жесткость конструкции. Применение
системы питания с фазированным
впрыском бензина и настроенной
выпускной системой позволило снизить
расход топлива автомобилей на 1,5
л/100 км, устранить «провалы» в
работе мотора, облегчить пуск в
холодное время года. При рабочем
объеме 2,89 л и степени сжатия 8,2
двигатель, потребляя бензин марки
А-92, развивает мощность 104 л.с.
при 4000 мин–1 и максимальный
крутящий момент 210,9 Н·м при
2220–2500 мин–1. Максимальная
скорость автомобиля составляет 127
км/ч.
Внешне модели, выпускаемые в 2006
году, неотличимы от машин прежнего
поколения. Изменения в интерьере
коснулись в основном новых сидений,
которые получили высокую спинку,
подголовник и стали регулируемыми в
двух направлениях. Обивкой дверей
снабжают лишь микроавтобусы и
длиннобазные грузовики.
Модельный ряд коммерческих
автомобилей включает обычные фургоны
грузоподъемностью 1,0 т
(УАЗ-374194), комбинированные
фургоны с 7-местным кузовом
грузоподъемностью 0,475 т
(УАЗ-390994), бортовые грузовики,
имеющие колесную базу 2300 мм и
грузоподъемность 1,0 т (УАЗ-330394),
их модификации с колесной базой 2
550 мм и грузоподъемностью 1,3 т
(УАЗ-330364), а также версии с базой
2550 мм и 5-местной кабиной
(УАЗ-390944), рассчитанные на
транспортировку 1,15 т груза.
Все перечисленные модели имеют
одинаковые колею передних и задних
ведущих мостов (1445 мм) и клиренс
205 мм. Автомобили могут буксировать
прицеп с полной массой до 750 кг,
если он не оборудован тормозной
системой, или до 1500 кг, если он с
тормозами. Контрольный расход
топлива фургона составляет 13,5
л/100 км, бортовых грузовиков - от
15,4 до 17,4 л/100 км в зависимости
от исполнения. Фургоны, кроме
основного 50-литрового бензобака,
комплектуют дополнительным
27-литровым. Автомобили с
компоновкой кабины над двигателем
снабжены барабанными тормозными
механизмами на всех колесах и
вакуумным усилителем. Гидроусилитель
рулевого управления не
устанавливается. Подвеска мостов
осуществлена на продольных
полуэллиптических рессорах с
гидравлическими телескопическими
амортизаторами.
На автозаводе проходят испытания
опытные образцы перспективных
автомобилей семейства УАЗ-2909,
которые должны прийти на смену
фургонам и грузовикам. Разработанные
на удлиненном шасси вседорожника
«Патриот», эти модели отличаются
использованием полукапотной
компоновки, обеспечивающей лучшую
защиту водителя в случае фронтальных
столкновений и легкий доступ к
двигателю для его обслуживания. В
соответствии с современными
требованиями они имеют переднюю
двухрычажную независимую подвеску,
дисковые тормоза на передних колесах
и гидроусилитель рулевого
управления. Кузова типа фургон
оборудованы сдвижными боковыми
дверьми.