ОАО «Автомобильный завод Урал»,
г. Миасс, Челябинской обл., просп. Автозаводцев 1
Автомобильный завод «Урал»
принадлежит подразделению «Грузовые
автомобили» холдинга «Группа ГАЗ».
Доля «Урала» в общем объеме выпуска
большегрузной полноприводной
автотехники в России составляет
около 64%. В настоящее время завод
производит семейство дорожных
автомобилей с колесной формулой 4х2,
6х4 и 8х4, полезная нагрузка которых
составляет от 9 до 25 т. «Урал»
традиционно является поставщиком
грузовиков в Вооруженные Силы, МВД,
МЧС. На предприятии с 2000 года
работает цех кузовов-фургонов,
проектная мощность которого
составляет до 1000 вахтовых
автобусов и кузовов-фургонов
различного назначения, базирующихся
на шасси грузовиков.
В 2005 году было выпущено 7283
автомобиля. В 2006 году эта величина
должна увеличиться примерно на 30%.
Грузовики с маркой «Урал»
эксплуатируются более чем в 40
странах мира, при этом объем
экспортных поставок составил в 2005
году 17% от общего объема
производства. В 2006 году начали
работать сборочные производства в
Индии и во Вьетнаме.
АВТОМОБИЛИ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ
Главной отличительной особенностью
грузовиков марки «Урал» является
высокий уровень проходимости. Это
обеспечивается прежде всего
односкатными колесами, значительным
дорожным просветом (до 400 мм),
использованием системы регулирования
давления воздуха в шинах с развитыми
грунтозацепами, балансирной подвески
задних мостов, несущих рам,
изготовленных из специальной стали,
многоступенчатых трансмиссий с
блокируемыми межосевыми и
межколесными дифференциалами. «Уралы»
покоряют снежную целину глубиной до
1 м, ров шириной 0,6–1,2 м,
вертикальная стенка высотой до 0,55
м, подъем крутизной до 31°, уклон до
22°. Система герметизации агрегатов
дает возможность форсировать водные
преграды глубиной до 1,75 м.
Самым легким в семействе является
автомобиль Урал-43206-41 с колесной
формулой 4х4. Он выпускается в
вариантах шасси грузоподъемностью
5,5 т и бортового грузовика с
полезной нагрузкой 4,2 т. Под
капотом машины находится 230-сильный
дизель ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2), который
разгоняет автомобиль полной массой
12,4 т до 80 км/ч. Трансмиссия
включает механическую 5-ступенчатую
коробку передач и 2-ступенчатую «раздатку»
с блокируемым межосевым
дифференциалом. Подвеска как
спереди, так и сзади - зависимая
рессорная, рулевое управление
оснащено гидроусилителем. В
дополнение к двухконтурному
пневмогидравлическому приводу
рабочих барабанных тормозов
используется моторный
тормоз-замедлитель. Дорожный просвет
равен 360 мм. Масса буксируемого
прицепа достигает 7 т.
Модификация Урал-43206-0551
отличается двухрядной четырехдверной
кабиной на шестерых человек и
уменьшенной до 3 650 кг
грузоподъемностью.
Модель Урал-43206-47 (4х4) имеет
более комфортабельную двухместную
кабину над двигателем, лицензионное
производство которой освоило СП «IVECO-УралАЗ».
Дизель ЯМЗ-236БЕ2 работает в одном
силовом блоке с 6-ступенчатой
коробкой передач и 2-ступенчатой
раздаточной коробкой с блокируемым
межосевым дифференциалом. Ведущие
мосты оборудованы блокировкой
межколесных дифференциалов. Полная
масса автомобиля составляет 13,9 т.
В семействе трехосных полноприводных
грузовиков базовыми являются
бортовой грузовик Урал-4320-41 с
полезной нагрузкой 6 т и
Урал-4320-40 с удлиненной колесной
базой (полезная нагрузка 10 т). Оба
автомобиля снабжаются моторами
ЯМЗ-236НЕ2, механической
5-ступенчатой коробкой передач,
2-ступенчатой раздаточной коробкой с
блокируемым межосевым дифференциалом
и задними мостами проходного типа с
верхним расположением главных
передач. Машины способны буксировать
прицеп полной массой 11,5 т.
Подвеска вседорожников - зависимая,
спереди - рессорная, сзади -
рессорнобалансирная. Величина
дорожного просвета достигает 400 мм.
Полная масса одиночных грузовиков
составляет 15,2–20,0 т, автопоездов
- 26,7–31,5 т. Максимальная скорость
достигает 80–85 км/ч.
Капотное шасси Урал-5557-40
используется для размещения на нем
8,8-кубового самосвального кузова
грузоподъемностью 10 т,
разгружающегося на обе стороны, а
также стальной платформы,
рассчитанной на перевозку 6,2 т
полезной нагрузки,
погрузку-разгрузку которой
осуществляет кран-манипулятор. В
свою очередь, самосвал Урал 55571-40
с задней разгрузкой Самосвал Урал
55571Т предназначен для перевозки
насыпных и навалочных грузов массой
10 т (в усиленном исполнении - 13
т). Кузов ковшового типа объемом 7
м3 в зимнее время обогревается
отработавшими газами двигателя.
Полная масса буксируемого прицепа
составляет 11,5 т.
Достоинством шасси капотной
компановки Урал-4320-48 (6х6)
являются просторная комфортабельная
кабина, увеличенный ресурс и
надежность агрегатов, а также
повышенная до 15 т полезная
нагрузка. Для данного автомобиля и
его модификаций разработан
электропневматический механизм
переключения передач с джойстиком.
Энергетику и тяговые качества
грузовика повысил силовой агрегат,
состоящий из V-образного
восьмицилиндрового дизеля
ЯМЗ-7601.10 (Евро-2) мощностью 300
л.с. и механической 9-ступенчатой
коробки передач ЯМЗ-239. Крутящий
момент по мостам распределяет
2-ступенчатая раздаточная коробка с
понижающей передачей и блокируемым
дифференциалом. Используется
пневмопривод стояночного тормоза,
который пришел на смену привычному
ручному. На базе упомянутой модели
выпускаются бортовой грузовик
Урал-4420-45 и седельный тягач марки
Урал-44202-45 для работы в составе
автопоезда полной массой до 29 т.
Его удлиненная кабина с увеличенной
высотой крыши имеет спальное место.
В этой же группе находится самосвал
Урал-55571-44 грузоподъемностью до
13 т, который оборудован кузовом
ковшового типа с задней разгрузкой.
К автомобилям с еще лучшей
проходимостью относятся модели 8х8 с
односкатными колесами, входящие в
семейство Урал-5323. Их преимущества
состоят в значительной длине
грузового отсека и солидной полезной
нагрузке - грузоподъемность шасси
Урал-532361-10 достигает 15 т.
Хорошие условия для эффективного
труда водителя создает поставляемая
СП «IVECOУралАЗ» бескапотная кабина
в коротком или удлиненном (со
спальными полками) исполнении. В
моторном отсеке размещается
турбодизель ЯМЗ-7601.10 мощностью
300 л. с.
Этого вполне достаточно, чтобы
разогнать бортовую машину
Урал-532301-10 с 10 т груза в кузове
до скорости 85 км/ч. С двигателем
агрегатируются механическая
9-ступенчатая коробка передач
ЯМЗ-239 и двухскоростная раздаточная
коробка с блокируемым межосевым
дифференциалом. Передняя и задняя
подвески - зависимые
рессорно-балансирные. Тормоза -
барабанные с пневмогидравлическим
приводом, имеется моторный
тормоз-замедлитель. Полная масса
одиночного автомобиля составляет
22–27 т, масса буксируемого прицепа
- 12 т.
Находит своих покупателей и
седельный тягач Урал-542362, который
предназначен для эксплуатации с
полуприцепом полной массой 32 т на
всех видах дорог. В моторном отсеке
расположился 300-сильный дизель
ЯМЗ-238БЕ. Верхнюю по
грузоподъемности строчку занимает
шасси Урал-632341-10, которому
отводится роль транспортной базы для
установки различных надстроек и
технологического оборудования массой
до 18,6 т. Не совсем обычную
внешность имеет специальное шасси
Урал-532365-10 (8х8), которое
создавалось для монтажа
крупногабаритного оборудования,
применяемого, в частности, в
нефтегазовой отрасли. Пространство
для размещения навесного
оборудования увеличено над кабиной
на 200 мм, что делает машину
пригодной для установки кранов
грузоподъемностью 30–35 т.
Грузоподъемность машины достигает 15
т, монтажная длина рамы - 6,1 м.
Для нужд военного ведомства серийно
выпускается семейство автомобилей
многоцелевого назначения
«Мотовоз-1», которое включает в себя
базовые автомобили 4х4, 6х6 и 8х8
грузоподъемностью от 4 до 15 т. Все
они оснащаются дизельными
двигателями ЯМЗ мощностью от 180 до
400 л.с. и в значительной степени
унифицированы с моделями,
изготавливаемыми для гражданских
отраслей. Учитывая возможности
современных радиальных шин,
появилась возможность повысить
грузоподъемность многоцелевого
автомобиля семейства с 6,5 до 7,5 т
без снижения ранее достигнутого
уровня проходимости.
Базовый грузовик Урал-4320-31
производится с 2006 года. Машина
оснащена механизмами блокировки не
только межосевых, но и межколесных
дифференциалов двух задних мостов.
Трехосный Урал-4320-49 (6х6) с
капотной компоновкой отличают
просторная кабина с улучшенными
условиями работы водителя,
увеличенный ресурс и надежность
агрегатов. Достоянием грузовика
стала электронная мультиплексная
система управления и диагностики
(ЭМСУД). Это означает, что
громоздкая шина, состоящая из
множества электропроводов, уступила
место электронному блоку. ЭМСУД,
которая уже вскоре станет
принадлежностью других автомобилей с
маркой «Урал», включает
информационно-управляющую панель
водителя и универсальный контроллер,
которые обладают высокой
надежностью, компактностью и
небольшой массой, а кроме того, дают
возможность автоматизировать
управление потреблением
электроэнергии. В результате удалось
избавиться от львиной доли отказов
по сравнению с традиционной системой
электрооборудования.
Многоцелевой 10-тонный Урал-532301
(8х8) с 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Б
можно легко узнать по видоизмененной
передней облицовке и разделенному на
четыре части ветровому стеклу. Его
модификация Урал-532303
грузоподъемностью 9,5 т оборудована
полностью бронированной кабиной,
обеспечивающей защиту экипажа от
стрелкового оружия. В крыше
расположен аварийный люк, остекление
выполнено глухим, а кроме систем
вентиляции и отопления еще имеется
кондиционер.
ДОРОЖНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Чтобы не оставаться в достаточно
узком рыночном сегменте вседорожных
автомобилей с ограниченным числом
потребителей и снизить риск,
напрямую зависящий от
платежеспособности клиентов, АЗ
«Урал» приступил к выпуску
автомобилей дорожной гаммы. Ставку в
данном секторе сделали на модели с
капотной и бескапотной компоновкой с
кабинами, выпускаемыми по лицензии
компании IVECO. Примером может
служить бортовой грузовик Урал-6367
с колесной формулой 4х2,
предназначенный для перевозки в
кузове груза массой до 9 т и
буксировки 20-тонного прицепа.
Седельный тягач Урал-63674 (4х2)
способен работать в составе
автопоезда полной массой до 40 т
(масса буксируемого полуприцепа - до
34,5 т). Необходимые условия для
работы экипажа в дальних рейсах
создает двухместная удлиненная
кабина повышенной комфортности с
объемным спойлером на крыше, а также
одним или двумя спальными местами. В
конструкции машин использована
облегченная несущая рама
нестандартного сечения с повышенными
механическими характеристиками.
Автомобили оснащены дизельным
двигателем ЯМЗ-7601 и механической
9-ступенчатой коробкой передач
ЯМЗ-239. Подвеска - зависимая:
передняя - на параболических
рессорах, задняя - на
полуэллиптических. Привод барабанных
тормозов - пневматический. Модель
63674 оборудуется климатической
установкой, рулевым управлением
интегрального типа,
многофункциональным электронным
блоком подготовки воздуха для
привода тормозов Knorr-Bremse и
встроенным отопителем Gidronic фирмы
Eberspacher, радиатором и
охладителем Шадринского радиаторного
завода, изготовленными по
швейцарской технологии Cupro Braze,
антиблокировочной системой тормозов
Wabco, современными радиальными
шинами с повышенным ресурсом,
импортным седельно-сцепным
устройством, 500-лировым топливным
баком. Ведущий мост снабжен
планетарными редукторами,
встроенными в ступицы колес, и
самоблокирующимся дифференциалом.
Автомобили разгоняются до скорости
100 км/ч.
Самосвал Урал-63645 (6х4),
ориентированный для работы на
дорогах с твердым покрытием, в своем
12-кубовом кузове с задней
разгрузкой способен перевезти 15 т
насыпных и навалочных грузов. Под
кабиной расположились дизель
ЯМЗ-7601 и коробка передач ЯМЗ-239.
Грузоподъемность трехосного
самосвала Урал-63685 (6х4) увеличена
до 20 т, объем кузова составляет
12–14 м3. Рулевое управление
интегрального типа производства
немецкой фирмы RBL обеспечивает
поворот управляемых колес на угол до
45°. В штатное оснащение входят:
пневматический тормозной привод с
блоком подготовки воздуха
Knorr-Bremse, система ABS Wabco,
планетарные колесные редукторы.
Межосевой дифференциал и
дифференциалы ведущих мостов -
самоблокирующиeся.
Седельный тягач Урал-6464 (6х4),
способный работать в составе
автопоезда полной массой до 72 т,
отличается эффектным внешним
дизайном и яркой окраской,
выполненной с применением материалов
компании Du Pont. Обтекаемые формы и
комфорт этой модели сочетаются с
прочностью ходовой части,
характерной для продукции «Урал».
Большая внутренняя высота кабины
позволяет свободно перемещаться в
ней водителю высокого роста. К
услугам экипажа регулируемые кресла,
оснащенные пневмоподвеской, два
спальных места, вместительные
багажные отсеки, всевозможные
полочки, походный столик и пр. В
системе рулевого управления
использован интегральный механизм
фирмы RBL. Рулевая колонка
регулируется по наклону и выносу.
Хороший доступ к моторному отсеку
обеспечивает интегральное
стеклопластиковое оперенье,
откидывающееся целиком. Тягач,
предназначенный для буксировки
полуприцепов массой до 62,5 т,
оснащен турбонаддувным дизелем
ЯМЗ-7511.10 и механической
9-ступенчатой коробкой передач
ЯМЗ-239, радиатором и охладителем
Шадринского радиаторного завода,
которые отличаются повышенной
теплоотдачей. Машина оборудована
зависимой подвеской. Спереди роль
упругих элементов выполняют
параболические рессоры, сзади -
полуэллиптические. На автомобиле
нашли применение современные
дорожные радиальные шины повышенного
ресурса, снижающие расход топлива.
Максимальная скорость - 120 км/ч.
Самосвал Урал-63655 (8х4)
грузоподъемностью 25 т стал самым
мощным из когда-либо создаваемых на
предприятии автомобилей такого типа.
Его отличительной особенностью
является передняя подвеска
разнесенного типа на
полуэллиптических рессорах с
гидравлическими амортизаторами.
Ранее такая подвеска была применена
на вседорожных автомобилях «Урал» с
колесной формулой 8х8. Благодаря
этому решению удалось увеличить
грузоподъемность автомобиля и
добиться того, чтобы осевая нагрузка
не превышала величины 8 т. Также
впервые выведена вверх система
выпуска отработавших газов. Машина
полной массой 41 т оснащена
дизельным турбонаддувным двигателем
ЯМЗ-7511.10 и коробкой передач
ЯМЗ-239. Объем кузова составляет 16
м3. Максимальный преодолеваемый
подъем составляет 47%.
Согласно избранной стратегии, АЗ
«Урал» планирует к 2010 году довести
выпуск дорожной автомобильной
техники до 7,5 тыс. единиц, с тем
чтобы занять 10% данной рыночной
ниши в России.