ОАО ГАЗ,
г. Нижний Новгород, просп.
Ленина, 88
Сегодня Горьковский автозавод входит
в состав «Группы ГАЗ», которая была
создана в 2005 году в ходе
реструктуризации производственных
активов ОАО «РусПромАвто». С
конвейеров предприятия в 2005 году
сошло 126132 грузовых автомобиля, т.
е. 60,2% всех грузовиков, выпущенных
в стране. Продано 141,5 тыс. машин.
В 2006 году ожидается 15-процентная
прибавка производства.
ГАЗ - традиционный поставщик
грузовиков для сельского хозяйства,
полноприводных машин для армии,
легких коммерческих грузовиков
семейств «ГАЗель» и «Соболь» для
малого и среднего бизнеса. Кроме
того, для силовых структур
выпускаются вседорожники
многоцелевого назначения «Тигр».
Увеличивается производство широкой
гаммы изделий специального
назначения: коммунальной и дорожной
техники, автомастерских и
передвижных лабораторий, медицинских
и инкассаторских автомобилей,
автоцистерн и топливозаправщиков.
В июле 2006 года «Группа ГАЗ»
приобрела английскую компанию LDV
Holdings, которая производит на
заводе в Бирмингеме современные
легкие коммерческие автомобили Maxus
(панельные фургоны,
грузопассажирские разновидности,
спецтехнику). После проведения
необходимых испытаний, адаптации и
сертификации модель Maxus будет
импортироваться в Россию из
Великобритании, а в дальнейшем ее
производство наладят на Горьковском
автозаводе.
ЛЕГКИЕ КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ
Главным козырем Горьковского
автозавода является разработка и
производство легких коммерческих
грузовиков полной массой от 2,8 до
3,5 т, которые приносят предприятию
львиную долю прибыли.
В 2006 году состоялась презентация
концептуального коммерческого
автомобиля ГАЗ-2332 CityVan.
Полезная нагрузка фургона с несущим
цельнометаллическим кузовом
составляет 800 кг, полная масса -
2300 кг. Машина достаточно компактна
- ее длина не превышает 4,5 м.
Двухместная кабина отделена от
грузового отсека глухой
перегородкой. В стандартном
исполнении предусмотрены
электростеклоподъемники и
электрообогреваемые наружные зеркала
заднего вида.
Грузовое помещение объемом около 4
м3, снабженное задними распашными
дверями и полом с противоскользящим
покрытием, вмещает два стандартных
европоддона. От легковой «Волги»
автофургону достались карданная
передача, тормоза, рулевая трапеция,
передняя подвеска, выпускная
система, дверные замки с устройством
центральной блокировки, от «Соболя»
- механическая 5-ступенчатая коробка
передач, задний ведущий мост,
рессоры, на которые он опирается,
топливный бак, сиденья. На выбор
будут устанавливаться рядные
4-цилиндровые бензиновые моторы:
137-сильный Chrysler DCC 2,4 L DOCH
рабочим объемом 2,43 л с
распределенным впрыском топлива
(Евро-2/ Евро-3), ЗМЗ-4062 мощностью
131 л. с. и 140-сильный ЗМЗ-40522
(Евро-2). Дополнит линейку
турбодизель ГАЗ-5062 мощностью 110
л.с. (Евро-3).
Все более прочными в
производственной программе ГАЗа
становятся позиции семейства
«Соболь». Эти автомобили, по
сравнению с родственной «ГАЗелью»,
имеют сниженную до одной тонны
грузоподъемность, но за счет
укороченных колесной базы (на 140
мм) и габаритной длины (на 660 мм) «cоболи»
более компактны и манёвренны. Радиус
поворота - не более 6 м. Повышению
курсовой устойчивости и плавности
хода «Соболя» на высоких скоростях
способствуют передняя независимая
двухрычажная подвеска с
цилиндрическими пружинами,
газонаполненными амортизаторами и
стабилизатором поперечной
устойчивости. Задний ведущий
неразрезной мост опирается на
полуэллиптические рессоры. На всех
моделях установлена механическая
5-ступенчатая коробка передач.
Рулевая колонка - регулируемая, а
управление автомобилем облегчает
встроенный гидроусилитель. Дисковые
тормоза передних колес с
однопоршневой «плавающей» скобой
повышают эффективность торможения.
Лидерами среди «cоболей» по приросту
объема выпуска в 2006 году стали
модели ГАЗ-2310 и ГАЗ-2752. ГАЗ-2310
является бортовым грузовиком с
металлической платформой
(погрузочная высота - 1 м), полезной
нагрузкой до 900 кг. Его
полноприводная модификация ГАЗ-23107
отличается зависимой рессорной
передней подвеской, 2-ступенчатой
раздаточной коробкой (с понижающей
передачей) и механизмом блокировки
межосевого дифференциала,
увеличенным до 205 мм дорожным
просветом и шинами несколько
большего, чем у ГАЗ-2310, диаметра с
развитым рисунком протектора.
Трехместный панельный
цельнометаллический фургон ГАЗ-2752,
в основе которого лежит рамное
шасси, располагает отсеком в 6,9 м3,
приспособленным для перевозки 770 кг
груза. Для погрузки служат боковая
сдвижная и задние распашные двери.
Внутреннее пространство кузова
увеличено благодаря применению
задних односкатных колес.
Погрузочная высота снижена до 700
мм, а между кабиной и кузовом
смонтирована глухая перегородка.
Разновидность ГАЗ-27527 (4x4)
обладает лучшей проходимостью на
грунтовых дорогах. Грузопассажирский
вариант ГАЗ-2752 «Комби» снабжен
двухрядной 7-местной кабиной и
3,7-кубовым грузовым отсеком,
рассчитанным на массу 500 кг.
Модификация ГАЗ-27527 «Комби» с
колесной формулой 4x4 перевозит 7
пассажиров и 300 кг груза. В
качестве энергетических установок
применяются бензиновые двигатели
ЗМЗ4063.10 мощностью 98 л.с. и
140-сильный ЗМЗ-40522 (Евро-2),
которые с 2006 года дополняются
мотором Chrysler 2,4 L DOCH. Также
устанавливаются дизели ГАЗ-560
мощностью 95 л.с., 110-сильный
ГАЗ-5601 (Евро-2) и такой же по
мощности ГАЗ-5602, но уже
соответствующий нормам Евро-3.
По-прежнему доминирующее положение в
структуре выпускаемых грузовиков ГАЗ
удерживает семейство малотоннажников
«ГАЗель», на которые приходится
свыше двух третей производственной
программы. Основу модельного ряда
составляют бортовые грузовики и
цельнометаллические фургоны полной
массой до 3,5 т. Общими
конструктивными чертами у них
являются отдельная несущая рама,
неразрезные мосты, зависимая
подвеска на малолистовых рессорах,
передние дисковые и задние
барабанные тормоза с двухконтурным
приводом, рулевое управление типа «винт-шариковая»
гайка со встроенным гидроусилителем
или без него, унифицированные
интерьер и оборудование кабины,
малая погрузочная высота.
«Полуторки» ГАЗ-3302 (4x2)
оснащаются металлической платформой
с тремя откидными бортами и съемным
тентом. Шасси этой модели с колесной
базой 2900 мм легко
приспосабливается под монтаж
фургонов общего назначения,
рефрижераторов, самосвальных
установок и пр. Своих приверженцев
нашла версия ГАЗ-33023, снабженная
двухрядной трехдверной кабиной (с
высокой крышей), вмещающей 6
человек, включая водителя, и
укороченным на 750 мм кузовом
площадью 4,5 м2, в котором можно
перевозить не более тонны груза.
Любая из перечисленных моделей может
быть выполнена в варианте 4x4. В
этом случае дорожный просвет
увеличивается до 190 мм, а
двухступенчатая раздаточная коробка
с понижающей передачей и межосевым
дифференциалом с принудительной
блокировкой обеспечивает постоянный
привод на все колеса, которые имеют
увеличенную размерность и рисунок
протектора повышенной проходимости.
Полноприводные разновидности,
оснащенные короткой и двухрядной
кабинами, получили обозначение
ГАЗ-33027 и ГАЗ-330723
соответственно. Модификации
ГАЗ-330202 и ГАЗ-330212 с удлиненной
до 3500 мм колесной базой имеют
более вместительный кузов, но
уменьшенную до 1300 кг
грузоподъемность. Облегченная версия
ГАЗ-23103 (4x2) создана с
односкатной ошиновкой заднего моста
и уменьшенной до одной тонны
грузоподъемностью.
Хорошими сбытовыми возможностями
обладает семейство панельных
цельнометаллических фургонов. В
9-кубовом грузовом отсеке базовой
модели ГАЗ-2705 размещается 1350 кг
полезной нагрузки, которая попадает
туда благодаря наличию боковой
сдвижной и задних распашных дверей.
Пол расположен на высоте 725 мм.
Трехместную кабину от остальной
части фургона отделяет глухая
металлическая перегородка. Фургон
ГАЗ-2705 «Комби» подходит для тех
случаев, когда помимо грузового
отсека необходимо иметь пассажирское
отделение увеличенной вместимости. В
салоне машины помимо водителя
размещаются 6 человек, а для 900 кг
груза отведено полезное пространство
объемом 9 м3. Оба варианта
выпускаются и в полноприводном
исполнении и соответственно
обозначаются ГАЗ-27057 и ГАЗ-27057 «Комби».
Разновидность ГАЗ-2705-90 оснащена
увеличенной по высоте пластиковой
крышей. «ГАЗели» оснащаются
бензиновыми и дизельными
двигателями. К уже упомянутым
силовым установкам ЗМЗ-4063.10,
ЗМЗ-40522, Chrysler 2,4 L DOCH,
ГАЗ-560, ГАЗ-5601 и ГАЗ-5602
добавлены бензиновые моторы:
86-сильный ЗМЗ-4026.10, а также
УМЗ-4215 и УМЗ-4215.10-10 мощностью
соответственно 95 и 89 л. с. Модель
ГАЗ-33025, оснащенная двигателем
ЗМЗ-4026.10 и встроенной
газотопливной аппаратурой, может
работать на бензине и на сжиженном
нефтяном газе.
СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ ГРУЗОВИКИ
Высокими темпами в 2006 году
развивался выпуск семейства
среднетоннажных автомобилей ГАЗ-3310
«Валдай» - показатель предыдущего
года был превзойден втрое. Машины
этого типа, созданные для
эксплуатации в городских условиях и
на междугородных магистралях,
сочетают в себе комфортабельность и
манёвренность «Газелей» с
грузоподъемностью и надежностью
ГАЗ-3307. Грузовики хорошо
приспособлены для транспортного
обслуживания крупных торговых точек,
а также монтажа всевозможных
надстроек. Автомобили имеют прочную
лонжеронную раму, выносливое шасси,
позволяющее создать на его базе
модификации грузоподъемностью от 3,5
до 5,0 т. На «Валдае» установлена
передняя ось с увеличенными
нагрузочными возможностями и
малолистовыми несимметричными
рессорами, в которых нашли
применение сайлент-блоки. Усиленный
задний мост с гипоидной главной
передачей снабжен рессорами с
прогрессивной характеристикой (без
подрессорников). Спереди и сзади
имеются стабилизаторы поперечной
устойчивости. ГАЗ-3310, в отличие от
своих российских одноклассников,
оборудован пневматической тормозной
системой с дисковыми вентилируемыми
тормозами (фирм Knorr-Bremse или
Wabco) на передних и задних колесах,
дополнено устанавливаемой системой
ABS. Это обеспечивает эффективное
торможение на различных режимах
движения и высокий уровень активной
безопасности.
Специально для «Валдая» освоено
производство новых шин и колес
размерностью 17,5 дюймов,
позволивших снизить погрузочную
высоту до 1 м. Рулевое управление с
интегральным гидроусилителем и
значительный угол поворота колес
обеспечивают грузовику хорошую
маневренность. Доработанная
трехместная кабина «ГАЗели» - с
улучшенной шумоизоляцией,
антикоррозионной обработкой (катафорезное
грунтование) и усовершенствованной
панелью приборов. Грузовики данного
семейства оборудуются
модернизированным минским дизелем
ММЗ Д-245.7Е2 мощностью 122 л.с.,
соответствующим нормам Евро-2. Мотор
снабжен электромагнитной муфтой
вентилятора, а расположенные в
головке блока четыре свечи
накаливания обеспечивают уверенный
пуск дизеля в сильный мороз. С этим
двигателем агрегатируется
механическая 5-ступенчатая
синхронизированная коробка передач
собственного производства.
Белорусский дизель могут заменить
150-сильный дизель ГАЗ-562 и его
аналоги - IVECO различных моделей
мощностью 122–136 л.с. или
140-сильный Cummins В 140.
Колесная база у моделей ГАЗ-3310 и
ГАЗ-33104 составляет 3310 мм, эта
величина для удлиненных версий
ГАЗ-33101 и ГАЗ-331041 достигает 4
000 мм.
Для ремонтных, пожарных и других
служб существует вариант ГАЗ-331043,
оборудованный двухрядной 6-местной
кабиной.
Заслуживает внимания образец с
индексом ГАЗ-43483, который имеет
усиленную конструкцию шасси,
6-местную кабину, задний ряд
сидений.
Машина грузоподъемностью 4250 кг
является основой для создания
городского автобуса и разнообразной
спецтехники. Надо отметить, что
успешное продвижение грузовиков
«Валдай» на рынке приводит к
вытеснению из этого сектора
малотоннажных автомобилей ЗИЛ-5301
«Бычок».
Неприхотливые и надежные в
эксплуатации, простые в обслуживании
и ремонте, относительно недорогие
среднетоннажные ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309
грузоподъемностью 4,5 т остаются
вполне конкурентоспособными в своем
классе. ГАЗ-3307 и его модификации,
включая газобаллонные варианты
(ГАЗ-33075 и ГАЗ-33075), оборудуются
устаревшей V-образной бензиновой
«восьмеркой» ЗМЗ-513.10 рабочим
объемом 4,25 л, развивающей мощность
125 л.с. В моторном отсеке более
успешного по продажам ГАЗ-3309
(включая его разновидность ГАЗ-33092
с двухрядной кабиной) находится
дизель Д-245.7Е2. Грузовики
снабжаются механической
5-ступенчатой коробкой передач и
зависимой рессорной подвеской. Они
могут работать с прицепами, а шасси
оснащаются всевозможными
надстройками.
АВТОМОБИЛИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В производственной программе
Горьковского автозавода значительное
место занимают автомобили повышенной
проходимости и подготовленные для
нужд оборонного комплекса.
Типичным представителем данного
направления является семейство
грузовиков двойного назначения
ГАЗ-3308 «Садко» (4x4). Каждый
автомобиль может нести различное
вооружение, буксировать
артиллерийские системы, специальные
и транспортные прицепы, перевозить
воинские грузы, кузова-контейнеры,
20 полностью экипированных солдат,
кузова-фургоны. С грузом 2 т «Садко»
уверенно преодолевает метровый брод,
стенку высотой 0,4 м, ров шириной
0,5 м и подъeм крутизной 31°.
Под капотом вседорожника
расположился 125-сильный бензиновый
двигатель ЗМЗ-513.10, а на
модификации ГАЗ-33081 его место
занимает надежный дизельный
двигатель Д-245.7 мощностью 122 л.с.
В одном блоке с двигателями работает
механическая 5-ступенчатая коробка
передач, которая передает усилие на
двухступенчатую раздаточную коробку
и мосты с межколесными
дифференциалами повышенного трения.
Для повышения проходимости
автомобили оборудованы системой
регулирования давления воздуха в
шинах. Машины, отличающиеся высокой
унификацией деталей и узлов с
автомобилями массового производства,
оснащены удобной кабиной от
транспортного грузовика ГАЗ- 3309.
Для повышения плавности хода
изменена подвеска автомобиля -
применены рессоры большей длины и с
меньшим количеством листов, ведутся
проработки установки дизельного
двигателя ЯМЗ и увеличения прицепной
нагрузки до 3 т.
На базе «Садко» разработана
модификация ГАЗ-3325 «Егерь-2»
грузоподъемностью 1,5 т,
особенностью которой является
двухрядная 5-местная кабина и
укороченная платформа.
Грузопассажирский вариант ГАЗ-3901
«Вепрь» с цельнометаллическим
грузопассажирским 11-местным кузовом
предназначен для перевозки личного
состава и буксировки транспортных
прицепов. Выпускаются также
грузопассажирский трехдверный
автомобиль «Охотник» и армейский
грузовик с поворотной платформой для
установки стрелкового вооружения. В
несколько измененной комплектации
«Садко» активно используется в
гражданских отраслях. В частности,
на его базе создан грузовик
ГАЗ-33086 «Земляк» с двускатной
ошиновкой колес заднего моста и
увеличенной до 4 т
грузоподъемностью. С весны 2006 года
все автомобили серии «Садко»
выпускаются с антиблокировочной
системой.
Автомобили семейства ГАЗ-2330 (4x4)
«Тигр» имеют классическую капотную
компоновку. На раме смонтированы
силовой агрегат с 5,9-литровым
турбодизелем Cummins мощностью 180
или 215 л.с. и пятиступенчатой
механической или автоматической
коробкой передач, раздаточная
коробка, подвеска, а также рулевое
управление, система охлаждения и
топливные баки. Доработанная
независимая подвеска от БТР-80 с
увеличенными ходами, более
энергоемкими амортизаторами и
стабилизаторами поперечной
устойчивости позволяет значительно
повысить средние скорости
прохождения пересеченной местности и
плавность хода автомобиля в целом.
Кроме того, автомобиль отличается
высокими динамическими
характеристиками - максимальная
скорость достигает 140 км/ч.
Вcедорожник разработан с двумя
вариантами колесной базы (3100 и
3300 мм) и несколькими вариантами
кузовов. Так, кузова автомобилей,
предназначенных для специальных
подразделений МО, МВД и других
силовых структур выпускаются в
защищенном исполнении, оборудованы
сиденьями для экипажа и десанта
(общим количеством до десяти
человек), оснащаются средствами
связи и укладками для вооружения. На
машины гражданского назначения
устанавливаются двух- или
пятидверные кузова для перевозки от
двух до восьми пассажиров. В задней
части кузовов имеется грузовой
отсек. Автомобили выпускаются с
несколькими вариантами отделки
салона. В настоящее время
выпускается вторая партия
автомобилей «Тигр» для нужд МВД в
двух модификациях - СПМ-1 и СПМ-2,
каждая из которых отличается уровнем
защиты корпуса. Разработан вариант
вседорожника с правым рулем для
зарубежных заказчиков.
Новинкой 2006 года стал и
вседорожный автомобиль специального
назначения ГАЗ-3121 (4x4) с условным
названием «Тигр-2». Эта
грузопассажирская полноприводная
машина полной массой 3,5 т,
оснащаемая турбодизелем Steyr
мощностью 190 л. с., предназначена
для перевозки пяти человек и 300 кг
груза.Автомобиль способен достаточно
быстро двигаться по всем видам
дорог, по пересечённой местности,
снегу и песку, а также преодолевать
водные преграды глубиной до 0,8 м.
По динамике, комфорту и безопасности
«Тигр-2» соответствует уровню
легковых автомобилей.
Автомобили семейства ГАЗ-39371 (4x4)
«Водник» являются высокомобильными
армейскими многоцелевыми машинами,
созданным по заказу МО РФ. Они
предназначены для создания на их
базе специальных армейских
модификаций - как боевых, так и
автомобилей обслуживания.
Вседорожники способны быстро
перемещаться по дорогам и по
пересеченной местности на расстояния
до 1000 км без дополнительной
заправки горючим, нести стрелковое
вооружение, транспортировать экипаж
численностью 11 человек
(мотострелковое отделение). В
зависимости от установленного
двигателя автомобили могут развивать
максимальную скорость по шоссе от
110 до 120 км/ч. В то же время
благодаря независимой подвеске,
большому радиусу колес и
значительному дорожному просвету
автомобиль способен двигаться с
высокой скоростью в условиях полного
бездорожья. В основу конструкции
положена модульная схема построения
автомобиля, которая позволяет
унифицировать шасси для машин
разного назначения. Для защиты
экипажа проработано несколько
вариантов бронирования. Корпус,
передний и задний модули автомобиля
изготавливаются из броневой стали,
обеспечивающей защиту экипажа от
пуль, выпущенных из автоматического
оружия. В настоящий момент «Водники»
выпускаются с двумя дизельными
двигателями: ЯМЗ-534.10 мощностью
160 л.с. и 175-сильным ГАЗ-5621.
ОАО «ГАЗ» в 2006 году впервые
представило автомобиль ГАЗ-29651
«Каратель», создающийся по заказу МО
РФ. Цель разработки - создание
перспективного (на период 2010–2015
годы) семейства армейских
вседорожников многоцелевого
назначения грузоподъемностью 1,0–2,5
т. Эти машины двойного назначения
имеют максимальный уровень
унификации между моделями семейства
на основе модульного принципа
конструирования с ориентацией на
действующее и перспективное
отечественное серийное производство.
Для гражданских заказчиков
предназначены модели упрощенной
конструкции (без выполнения
специальных армейских требований).
Вcедорожники рассчитаны на
эксплуатацию по всем видам дорог и
местности независимо от времени
года, суток и метеорологических
условий.