СП ЗАО «МАЗ-MAN»,
Республика Беларусь, г. Минск, ул. Центральная, 3а
Начав в 1998 году свою деятельность
с выпуска седельного тягача
единственной модели, сегодня
совместное белорусско-германское
предприятие «МАЗ-MAN» предлагает
потребителям уже свыше полутора
десятка базовых образцов и
модификаций грузовиков, включая
самосвалы и шасси под монтаж
специальных надстроек. Небольшие
объемы производства (в 2005 году
было изготовлено 275 единиц техники)
и внедренная система сборки без
традиционного конвейера обеспечивают
необходимую гибкость производства.
Для комплектации автомобилей МАЗ-MAN
из Германии поступают двигатели,
коробки передач, агрегаты и детали
тормозной системы, амортизаторы и
кабины. Основной упор делается на
выпуск седельных тягачей: их доля в
общем объеме составляет не менее
60%. Еще 20% приходится на самосвалы
и 10% - на спецтехнику.
С 2005 года предприятие собирает
тягачи MAN TGA из оригинальных
комплектующих, поставляемых с завода
MAN в Мюнхене. На выбор предлагается
свыше 300 дополнительных опций, 4
варианта кабины (L, LX, XL, XXL).
Тягачи с колесными формулами 4x2,
6x2 и 6x4 для местных и
магистральных перевозок оснащаются
дизельными двигателями MAN,
удовлетворяющими нормам Евро-3.
Двухосный тягач МАЗ-MAN 543268,
предназначенный для работы в составе
автопоезда полной массой до 44 т,
оборудуется рядным 6-цилиндровым
12-литровым турбодизелем MAN D 2866
LF25 мощностью 410 л.с. и
механической 16-ступенчатой коробкой
передач ZF. В передней подвеске
используются малолистовые рессоры и
стабилизатор поперечной
устойчивости. Давление в
пневмобаллонах заднего моста
регулирует электронная система ECAS.
Передние барабанные тормоза заменены
дисковыми механизмами Wabco и
KnorrBremse. Грузовики оснащаются
антиблокировочным (ABS) и
противобуксовочным (ASR)
устройствами. Стандартный вариант
кабины с увеличенными длиной (до
2170 мм) и шириной (2236 мм) имеет
две спальные полки, вместительные
вещевые ящики, отсек для одежды и
т.п. Еще больший комфорт
предоставляет кабина, внутренняя
высота которой достигает 2080 мм.
Седельные тягачи МАЗ-MAN 642268 и
МАЗ-MAN 642269 с колесной формулой
6x4, предназначенные для работы в
составе автопоезда полной массой от
53 до 60 т, оснащаются усиленной
рамой, для особо тяжелых дорожных и
климатических условий. Более прочным
стало крепление балансира тележки к
раме. Допустимая нагрузка на
переднюю ось возросла до 9 т.
Мощность устанавливаемого дизеля -
410 л.с.
Принципиальное отличие седельного
тягача МАЗ-MAN 640168 (6x2)
заключается в размере колесной базы
и конструкции ходовой части, которые
позволяют использовать данный
образец с любыми европейскими
полуприцепами объемом до 95 м3, не
нарушая максимально разрешенных
габаритных размеров автопоезда по
длине (16,5 м) и высоте (4 м).
Машина оснащена 410-сильным дизелем
и системой перераспределения
нагрузки на заднюю ось с
односкатными шинами. Столь
нетрадиционный подход позволяет
грузовику по тяговому усилию и
грузоподъемности приблизиться к
автомобилю с колесной формулой 6x4,
а по экономическим показателям в
эксплуатации - к грузовику 4x2.
Нагрузка на седельное устройство
Jost достигает 16,5 т, а полная
масса автопоезда - 44 т. Также может
быть предложен седельный тягач
640168 с колесной формулой 6x2,
оборудованный неподнимаемой осью.
Тягачи МАЗ-MAN оснащаются
седельно-сцепными устройствами с
высотой 1250, 1150 и 1050 мм, а
также глушителями чемоданного типа и
3-секционными брызговиками.
Трехосное шасси МАЗ-MAN 630368 (6x4)
может использоваться для установки
на него саморазгружающегося кузова и
монтажа других спецнадстроек.
Энергетические потребности грузовика
удовлетворяет 410-сильный дизель MAN
D 2866 LF31, с которым
агрегатируется механическая
16-ступенчатая коробка передач ZF.
Передняя подвеска - малолистовая,
задняя - рессорно-балансирная.
Грузоподъемность самосвала МАЗ-MAN
651668 (6x4), предназначенного для
перевозки различных сыпучих
(строительных) грузов, достигает 21
т. При этом объем самосвальной
платформы с задней разгрузкой
составляет 10,5 или 12 м3.
Необходимую динамику грузовику
полной массой 33,5 т обеспечивает
дизель мощностью 410 л.с. Повышение
проходимости достигается за счет
блокировки межколесных и межосевых
дифференциалов. Спереди нашли
применение малолистовые рессоры,
сзади - полуэллиптические рессоры,
выполняющие роль балансиров, с
шестью реактивными штангами.
В 2006 году появился
усовершенствованный самосвал МАЗ-MAN
750269 с колесной формулой 8x4.
Чтобы увеличить грузовместимость
машины, четырехосное шасси снабдили
усиленной несущей рамой, а также
подъемной, да еще и управляемой
задней осью. Таким образом, объем
кузова удалось довести до 20 м3, а
полезную нагрузку - до 30 т. При
этом минимальный радиус поворота
автомобиля габаритной длиной 9,1 м
составляет 11,5 м. Подвеска
четвертой, неведущей, оси -
пневматическая двухбалонная. Имеется
также исполнение этого самосвала с
полной пневматической подвеской.
Особенность машины состоит в том,
что задние колеса с принудительной
системой блокировки поворота и
автоматическим устройством
выравнивания вывешиваются при
движении без нагрузки. Однако при
скорости, большей 15 км/ч,
электроника автоматически опускает
заднюю ось. Передняя подвеска с
малолистовыми рессорами и
стабилизатором поперечной
устойчивости выдерживает нагрузку до
9 т. Ведущая тележка снабжена
рессорно-балансирной подвеской с
шестью реактивными штангами и
стабилизатором поперечной
устойчивости. В качестве
альтернативы может использоваться
пневматическая подвеска с четырьмя
баллонами и U-образными реактивными
штангами. Грузовик полной массой 44
т приводится в движение 410-сильным
дизелем MAN D 2866 LF25. Модель
МАЗ-MAN 750268 является первым
этапом создания на предприятии
нестандартных автомобилей с четырьмя
и более осями.
Бортовой МАЗ-MAN 630168 (6x2)
оборудован тентовым кузовом объемом
60 м3. Машина может буксировать
двухосный прицеп с такой же полезной
вместимостью. Задняя вывешиваемая
ось грузовика с односкатными шинами
позволяет снижать расход топлива и
износ шин. Электронная система
управления пневматической подвеской
задних осей (ECAS) имеет режим
помощи, что позволяет повысить
тягово-сцепные характеристики
автомобиля в момент троганья и
движения с небольшой (до 15 км/ч)
скоростью на скользкой дороге.
Грузовик комплектуется 410-сильным
турбодизелем MAN D2866 LF 25 и
кабинами различного типа. Допустимая
полная масса одиночной машины
составляет 24,9 т, автопоезда - 44
т. Грузовик имеет систему
регулирования нагрузки на ведущем
мосту, что позволяет сохранить
тягово-сцепные качества автомобиля и
сократить стоимость грузовика за
счет большой унификации с машинами
4x2. В дальнейших планах предприятия
- завершение разработки и освоение в
серии модели типа 8x4 классической
компоновки (с двумя передними
управляемыми осями), а также
автомобилей с колесной формулой 8x2.
В будущем планируется создание
образцов повышенной грузоподъемности
и тяговых свойств с колесными
формулами 10x4 и 10x6.