Республиканское унитарное
предприятие (РУП) «Минский завод
колесных тягачей»
Республика Беларусь, г. Минск, Партизанский просп., д.150
Основой производственной
деятельности Минского завода
колесных тягачей является выпуск
дорожных и вседорожных автомобилей
большой грузоподъемности и прицепной
техники к ним, а также специальных
колесных шасси под монтаж
всевозможного оборудования для
предприятий и транспортных
организаций строительного,
нефтегазового и машиностроительного
комплекса. Кроме того, ведется
изготовление гаммы автомобилей,
предназначенных для нужд оборонного
комплекса.
В 2005 году на МЗКТ построено 306
машин, более половины из которых
пришлось на долю самосвалов. За ними
следуют шасси и плетевозы, а
замыкают список седельные тягачи.
Относительно небольшие
количественные показатели не
означают ограниченности типажа,
напротив, модельный ряд включает 80
разновидностей. Многие их них
создаются по индивидуальным
требованиям того или иного
заказчика. Автомобильная техника с
маркой МЗКТ отличается разнообразием
исполнений и оригинальностью
технических решений. На предприятии
в 2006 году планируется изготовить
370–380 машин, подавляющая часть
которых (в том числе военного
назначения) предназначена для
российских заказчиков. Неплохо
складывается ситуация с экспортными
поставками в государства дальнего
зарубежья.
Гражданскую продукцию минского
завода можно условно разделить на
несколько главных групп. Самую
многочисленную составляют самосвалы
дорожного и внедорожного типа с
колесными формулами 6х6, 8х4, 8х8 и
грузоподъемностью до 27 т. В
следующей группе находятся седельные
балластные тягачи, предназначенные
для работы в составе автопоездов
грузоподъемностью до 250 т. Своих
потребителей находят специальные
автомобильные шасси
грузоподъемностью до 80 т,
используемые для установки кранового
и другого специального оборудования.
Спросом также пользуются многоосные
шасси с колесными формулами 6х6,
8х8, 10х10, 12х12 под монтаж
технологических установок для
обслуживания, капитального ремонта и
бурения нефтяных и газовых скважин.
Определенную нишу занимают шасси
дорожного и вседорожного типов с
колесными формулами 4х4, 6х6, 8х4,
8х8 для размещения на них
всевозможного технологического
оборудования. Последнюю группу
формируют прицепы и полуприцепы.
Лидерами продаж являются самосвалы
серий МЗКТ-6515 (8х4) и МЗКТ-6525
(6х6), входящие в состав наиболее
распространенного семейства «Волат».
Первые оснащаются платформами с
задней или боковой разгрузкой
емкостью 11,5; 12,0; 16,5 или 20,0
м3, в которых размещается до 25 т
полезной нагрузки. Машины могут
передвигаться по всем видам дорог с
заездом на строительные площадки или
карьеры, обустроенные подъездными
путями. Необходимые тяговые и
динамические свойства грузовику
обеспечивают 400-сильный дизель
ЯМЗ-7511.10 (Евро-2) и 9-ступенчатая
коробка передач МЗКТ-65151. Самосвал
может работать в составе автопоезда
полной массой до 76,2 т.
Более высокую проходимость имеет
самосвал МЗКТ-75165 (8х8)
грузоподъемностью 24,5 т. Автомобиль
оснащается 425-сильным дизелем
ЯМЗ-8424.10.
Полезная нагрузка модели МЗКТ-6527
достигает 27 т, а объем кузова - 14
м3.
Трехосный капотный самосвал модели
МЗКТ-652511-011 оборудован дизелем
ЯМЗ-7511, оригинальными кабиной и
оперением из стеклопластика. В
11-кубовом кузове машины может
разместиться груз массой до 20,5 т.
Седельные и балластные тягачи
представлены семействами трех- и
четырехосных полноприводных машин.
Капотный автомобиль МЗКТ-7417 (6х6)
снабжен 400-сильным ЯМЗ-7511 и
седельно-сцепным устройством,
выдерживающим нагрузку 22,5 т.
У тягачей МЗКТ-7401 и МЗКТ-692374
нагрузка на седельно-сцепное
устройство составляет 27 т.
Модель МЗКТ-7429 может буксировать
полуприцеп грузоподъемностью 49 т.
Для этого под кабиной автомобиля
располагаются дизели серии ЯМЗ-8424
мощностью 425 или 470 л.с. Седельный
тягач МЗКТ742953, оснащаемый
680-сильный дизелем DaimlerCrysler
ОМ444LA, работает в составе
автопоезда полной массой до 125 т.
Седельный тягач МЗКТ-74131 способен
буксировать полуприцеп с полезной
нагрузкой 70 т. Достигается это
прежде всего тем, что автомобиль
оборудуется дизелем ЯМЗ-8401.10-24
мощностью 650 л. с.
Еще более мощный 796-сильный дизель
DaimlerCrysler ОМ444LA дает
возможность седельному тягачу
МЗКТ-74135 транспортировать
трехосный прицеп грузоподъемностью
70 т и еще четырехосный прицеп,
полезная нагрузка которого
составляет 60 т.
Завод в течение ряда лет выпускает
технологическое шасси МЗКТ-692371
(8х4) с кабиной над двигателем.
С 2004 года его дополнило шасси
МЗКТ-692382 с 423-сильным дизелем
ЯМЗ-7513.10. Автомобиль предназначен
для использования в лесопромышленном
комплексе в составе
автопоезда-сортиментовоза с
прицепом.
На базе данных шасси выпускают
многочисленные типы
топливозаправщиков, контейнеровозов
и др. Близкой конструкцией обладает
и семейство полноприводных
удлиненных шасси МЗКТ-6527 (8х8).
По-прежнему выпускаются четырехосные
полноприводные автомобили двойного
назначения с кабиной, заимствованной
у МАЗов.
Речь идет о вседорожных шасси
МЗКТ-79091 и МЗКТ-79092, а также о
бортовых грузовиках, созданных на их
базе. Это 24,5-тонный самосвал
МЗКТ-75165-010 и автопоезд-плетевоз
МЗКТ-79096-9001 для перевозки труб
длиной до 36 м.
Шасси МЗКТ-8006 (6х4) и МЗКТ-6923
(8х4) используются для установки
мощных кранов грузоподъемностью
соответственно 25 и 50 т. Их
отличают специальные кабины
пониженной высоты. Трехосное шасси
МЗКТ-8007 (6х6) адаптировано для
комплектации экскаваторным
оборудованием. Аналогичное
назначение и у шасси 8х8 МЗКТ-80071
и МЗКТ-79081-010, причем последняя
модель оснащена системой управления
всеми колесами, однако из-за слишком
большой габаритной ширины не может
эксплуатироваться на дорогах общего
пользования. Унифицированное с ним
по конструкции шасси МЗКТ-79191
(12х12) с шестью ведущими и
управляемыми осями является самым
представительным среди гражданских
моделей. Достаточно широк и выбор
автомобилей, имеющих двойное
назначение, моделей от 8022 (с
колесной формулой 4х4) до 79221-100
(с шинами размером 16х16.14).
В 2005 году были созданы или
запущены в производство: автомобиль
со специальной платформой для
перевозки крупных неделимых грузов
790976, сортиментовоз 6903,
технологическое шасси 65276 под
монтаж оборудования для бурения и
ремонта скважин. На перспективном
шасси 6902 создан аэродромный
пожарный автомобиль (разработка КД).
В 2006 году МЗКТ завершает начатый в
2004 году цикл внедрения примерно 20
новых моделей.
Одной из последних разработок
Минского завода колесных тягачей
стало шасси МЗКТ-65276-011,
разработанное под установку
крупногабаритного тяжеловесного
технологического оборудования, в том
числе колтюбинговых установок
(колтюбинговые технологии базируются
на использовании длинномерных
безмуфтовых гибких труб) компании
«Фидмаш». Автомобиль отличается
мощной несущей рамой, состоящей из
профилей коробчатого сечения,
колесной базой большой длины, пятью
ведущими мостами, два первых из
которых имеют зависимую подвеску, а
остальные - гидробалансирную.
Управляемыми являются колеса двух
первых и последнего мостов. В
движение установка полной массой до
59 т приводится с помощью
400-сильного дизеля ЯМЗ-7511.10,
механической 9-ступенчатой коробки
передач МЗКТ-65151, двухступенчатой
раздаточной коробки, колесных
редукторов. Шины размерностью
16.00R20 - фирмы Michelin.
Двухместная кабина расположена над
двигателем. Габаритная длина
автомобиля составляет около 15 м.
Длиннобазное шасси МЗКТ-7004 (10х8)
последнего поколения предназначено
для нужд нефтяной отрасли - на нем
размещается буровая установка. В
автомобиле нашел применение рядный
6-цилиндровый 480-сильный дизель
Caterpillar С-15 и автоматическая
6-ступенчатая коробка передач
Allison. Ведущие мосты с
центральными главными передачами,
колесными редукторами с блокируемыми
межколесными и межосевыми
дифференциалами выполнены
неразрезными. Машина
грузоподъемностью 35,5 т и полной
массой 45 т способна разогнаться до
40 км/ч и преодолеть 20-градусный
подъем.
Пятиосное полноприводное шасси
МЗКТ-7001 появилось весной 2006 года
по заказу Кунгурского
машиностроительного завода для
установки буровой вышки. Чтобы
машина смогла выдерживать
значительные нагрузки, ее несущая
рама изготовлена из коробчатых
профилей с развитыми поперечинами.
Три первых неразрезных моста связаны
с рамой с помощью рессор, тогда как
два последних моста расположены на
концах балансиров. Силовой агрегат
включает дизель ЯМЗ-7511 и
механическую 9-ступенчатую коробку
передач ЯМЗ-202. Автомобиль полной
массой 52 т и полезной нагрузкой 31
т оснастили широкопрофильными шинами
размерностью 1300х530–533, давление
воздуха в которых регулирует
специальная система. Кабина вынесена
вперед далеко за пределы передних
колес.
Еще более внушительно выглядит шасси
МЗКТ-7003, у которого из шести осей
пять являются ведущими. Данная
конструкция также разработана по
заказу нефтедобытчиков. Основным
источником энергии служит дизель
Caterpillar С-15, который передает
свою мощность на 6-ступенчатый
«автомат» Allison. Транспортер,
полная масса которого превышает 69
т, комплектуется шинами 16.00R20. На
базе этой модели создано шасси
МЗКТ-7003-011 с колесной формулой
12х12.
В 2006 году на предприятии
изготовлены опытные образцы шасси
МЗКТ-6902 под монтаж оборудования
аэродромного пожарного автомобиля,
соответствующего международным
требованиям ICAO, а также
модифицированного седельного тягача
МЗКТ-7401 и балластного шасси
МЗКТ-7402.
Создано также шасси под монтаж
оборудования комбинированной
уборочной машины МЗКТ-65274 (6х6)
грузоподъемностью 22,85 т. Емкость
баков для жидких реагентов равна
6000 л.