К сожалению, алмазы в России зарыты
в суровых местах - в холодной
Якутии. Однако игра стоит свеч -
добыча этих камушков выросла в
мощную индустрию. Компании «Алмазы
России - АЛРОСА» и «Вольво Восток»
предложили журналистам посмотреть,
как работают в Якутии шведские
автомобили, приурочив знакомство к
50-летию начала освоения
месторождений. Едем караваном (семь
«Вольво-FH12» с «шаландами» и
цистернами, три «Урала» с вахтовками,
УАЗ-«буханка» и два «Ленд Крузера»)
за Полярный круг - туда, где морозы
минус 50 °С, а исконный транспорт -
оленьи упряжки.
СИДЯЧАЯ РАБОТА
Чтобы оценить преимущества иномарок,
решил сначала проехать на «Урале»-вахтовке.
Держу около 20 км/ч - быстрее не
получается. Идем как на катере по
морю - сплошные волны и качка.
Восемь часов движения основательно
выматывают, а конца-края не видно.
Только бы успеть до темноты к
алмаздорстроевскому пикету, там -
ночлег и кухня с электроплитой. Все
торопятся - наверное, потому вдоль
этой «простой» трассы столько
памятников погибшим водителям…
СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ
Караван вышел на реку, дорога стала
не в пример ровнее - пора пересесть
на «Вольво». Мой «FH12» (6х4) везет
26 тонн цемента на мазовском
полуприцепе . Машина 2000 года
выпуска прошла около 400 тысяч км.
Она из тех, что затопил паводок в
мае 2001 года в Ленске. Под
руководством специалистов «Вольво
Восток» откачали-таки
«утопленников». Хотя… На панели
горит лампочка ABS, и термометр
показывает за бортом минус 2 °С. Нам
говорили, что повезло с погодой, но
не настолько же! Истина на домашнем
градуснике, прикрученном к зеркалу,
- всего-то минус 39, а шведский,
оказавшись в укрытой брезентом зоне,
информирует о собственном
микроклимате. Без утепления здесь
нельзя, хотя исполнение
действительно арктическое:
жидкостный теплообменник в ящике
аккумуляторной батареи, фильтры и
топливоподающие шланги со спиралями
нагрева, морозоустойчивые сталь и
резина.
Однако лампочка не врет, просто
напоминает, что отечественные
полуприцепы десять лет назад
антиблокировочной системой не
оснащались. Кстати, проблема
запчастей остра в тех краях:
фирменные доставляют из Москвы
алросовской авиацией. С оформлением
документов на это уходит до 40
суток.
Мотор «утопленника» не пострадал,
тяга отличная, нагрузки словно не
чувствует. Басы глушителя,
установленного за кабиной, доносятся
через приоткрытый люк в крыше.
Жарковато в кабине, хотя кран
прикрыт и вентилятор только на
второй ступени. А ведь отечественные
грузовики здесь чуть ли не оленьими
шкурами утепляют, ставят
дополнительные печки-«радикулитницы»,
наклеивают на сырой резине вторые
стекла. Появление «Вольво» в Якутии
в 1997 году поставило под сомнение
российскую аксиому об обязательной
капотной компоновке «северного»
грузовика. При надежном двигателе не
нужно лишний раз поднимать кабину, а
хорошая теплоизоляция и мощные
отопители эффективнее валенок и
телогрейки. Хотя и дороже.
ИДЕМ ПО ЛЬДУ
Разогнаться по льду реки можно до 70
км/ч, но очень много поворотов, и
нам, городским, не всегда ясно, что
объезжаем. Иногда дорога неожиданно
выходит на берег или отмель - если
вовремя не притормозить, недолго
уложить автопоезд на бок.
Отвлекаться от дороги, как и на
загруженном шоссе, нельзя, а
поглазеть вокруг хочется. Чередой
идут причудливые скалы, среди чахлых
лиственниц попадаются избушки
охотников, мохнатые якутские лошади
добывают из-под снега корм.
Почти как у Джека Лондона -
настоящий Клондайк, золото, гонки на
собачьих упряжках.
Только наши повозки поболее будут, а
маршруты, по которым мы ходим, еще
длиннее.