Вполне закономерен вопрос: почему мы
обратились к вышеупомянутому докладу
спустя год с лишним? Все предельно
просто - благодаря любезности
Renault Trucks и сотрудников ее
московского представительства мы
получили доступ к анализу перспектив
отечественного рынка грузовых
автомобилей, проведенному
специалистами компании. Интересно,
что прогнозы строятся на фоне
анализа макроэкономической ситуации
в России и определения особенностей
(даже территориальных) развития
отечественной экономики. Кстати,
даже на этом этапе виден явный
перекос развития страны, ибо
оказывается, что 60% валового
внутреннего продукта производятся
лишь в 15 из 89 областей РФ.
Анализ и прогноз ситуации на
рынке грузовых автомобилей в России
Что касается отечественного
автопрома, то прогнозируется
постепенное увеличение производства.
Это вполне согласуется с итогами и
тенденциями 2004–2005 годов,
опубликованными ОАО «АСМ-Холдинг»,
но сильно противоречит упомянутому
выше докладу Минпромэнерго, где
предусмотрен рост производства даже
к 2008 году до 260–275 тыс. единиц.
Судя по докладу, это произойдет за
счет сегмента до 2,0 т и, видимо,
связано с надеждами на организацию
производства автомобилей из
ЮгоВосточной Азии. Правда, что будет
с дорожной ситуацией в крупных
городах, когда там появятся «тучи»
маленьких грузовиков, отдельный
вопрос.
Учитывая специфику потребителей
различных классов грузовых
автомобилей, со своей стороны, мы
можем предположить в ближайшие годы
снижение спроса на отечественные
изделия. Поясню. Внедрение более
современной техники, даже двигателей
Eвро-3 и выше, неизбежно ведет к
сокращению «запаса ценовой
конкурентоспособности» отечественных
автомобилей. Кроме того, нельзя
забывать о появлении доступных
«бюджетных» версий зарубежных машин,
совершенствовании условий
финансирования приобретения,
продуманного развития систем
послепродажного сопровождения. Так
что дальнейшее улучшение
экономической ситуации в стране
неизбежно ведет к увеличению
желающих и имеющих возможность
приобретать зарубежную технику.
Суммарный импорт новых грузовых
автомобилей в Россию
Например, по прогнозу Renault Trucks,
в 2010 году хотя и предполагается
снижение ввоза подержанной техники
на треть к уровню 2005 года, импорт
новой может увеличиться в 2,9 раза.
Указанная тенденция видна даже
сегодня, если обратить внимание на
сегментацию рынка грузовиков Renault
в России: 15% - тягачи для
международных перевозок, 35% -
техника для строительства, 40% -
машины для внутренних магистральных
перевозок. Это подтверждается
ежегодными итогами продаж и других
компаний.
Причем на примере Renault Trucks
видно, что рост продаж техники
обеспечивается пока недостижимым для
отечественных производителей уровнем
послепродажного сопровождения. Это
планомерное увеличение сети
дилерских сервисных станций;
создание крупных складов запчастей,
как центральных, так и региональных;
расширение гарантийных обязательств,
которые для седельных тягачей могут
достигать трех полных лет и 500 тыс.
км пробега, а для строительной
техники - двух лет (вариант: 2 + 1
на агрегаты) при пробеге 300 тыс.
км.
Это касается и вопросов
финансирования; например, срок
лизинга в 60 месяцев уже реальность,
а теперь речь может идти и о семи
годах. Сегодня работа ведется даже
индивидуальными предпринимателями,
не имеющими длительной кредитной
истории. Российские предприятия,
например Камский автозавод, делают
шаги в этом направлении, но до
стройной системы, способной по
уровню услуг конкурировать с
зарубежными компаниями, ему пока
далеко.