РУП «Минский автомобильный завод» (МАЗ),
Республика Беларусь, г. Минск, ул. Социалистическая, 2
Если в 2005 году из цехов Минского
автозавода вышло 20255 грузовиков,
то в 2006 году данный показатель
достигнет 21350 единиц. К этому надо
прибавить 8200 прицепов и
полуприцепов. Сегодня номенклатура
выпускаемой продукции предприятия
превышает 400 моделей, модификаций и
комплектаций автомобильной техники.
СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ ГРУЗОВИКИ
Грузовики семейства манёвренных
среднетоннажных грузовиков МАЗ-4370
и МАЗ4371 «Зубрёнок» (4x2)
грузоподъемностью 4,5–5,0 т (шасси -
до 6 т) активно используются для
установки бортовых платформ со
съемными дугами и тентом,
промтоварных фургонов,
изотермических кузовов и
рефрижераторов полезной вместимостью
30–35 м3. Грузовики семейства
«Зубрёнок» снабжаются низкорасположенной трехместной
кабиной, которая обеспечивает
удобную посадку и высадку, или
двухместной со спальным местом.
Характерными особенностями
конструкции являются малолистовые
рессоры в передней и задней
подвесках, гидроусислитель руля,
гипоидный ведущий мост,
17,5-дюймовые колеса, независимый
отопитель. Колесная база составляет
3 700 или 4200 мм, максимальная
скорость - 100–110 км/ч.
Автомобили серии МАЗ-437041
комплектуются 4-цилиндровым дизелем
Минского моторного завода
ММЗ-245.30Е2 (Евро-2) мощностью 155
л. с. и механической 5-ступенчатой
коробкой передач Смоленского
автоагрегатного завода СААЗ-3206. В
свою очередь, в подкапотном
пространстве грузовиков с
обозначением МАЗ-437030 находится
170-сильная рядная дизельная
«четверка» Deutz BF 4M 1013FC
(Евро-3), агрегатируемая с
механической 5-ступенчатой коробкой
передач ZF S5-42.
C использованием базы упомянутых
образцов создан автопоезд
грузоподъемностью 8,8 т (полной
массой 17,3 т), который состоит из
бортового автомобиля МАЗ437141 с
вместимостью кузова 35 м3 и
двухосного прицепа МАЗ-837300
объемом 30,2–35,5 м3. Автопоезд с
полезной нагрузкой 9,5 т, состоящий
из тягача МАЗ-437130 и прицепа
МАЗ-837300, оснащен двигателем Deutz
BF 4M 1013FC и коробкой передач ZF
S5-42.
Среднетоннажный автопоезд в составе
тягача МАЗ-447131 и двухосного
полуприцепа МАЗ-931020, впервые
представленный в 2006 году, имеет
полную массу 21 т, а следовательно,
осевые нагрузки не превышают 6 т.
Серийно выпускается самосвал
МАЗ-457041 грузоподъемностью
4,525–4,725 т с трехсторонней
разгрузкой и надставными бортами.
Последняя модификация
МАЗ-457041-236, появившаяся в 2006
году, отличается кузовом
увеличенного объема с 3,34 до 5,20
м3.
БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ АВТОМОБИЛИ
На низшей по грузоподъемности
ступени в данном классе находятся
семейства двухосных автомобилей
МАЗ-5336 и МАЗ-5337. Границы
грузоподъемности шасси составляют
10,80–11,85 т, полная масса - 18 т.
На машинах серии МАЗ-5337 с колесной
базой 3950 мм и короткой трехместной
кабиной монтируется V-образный
6-цилиндровый дизель ЯМЗ-236БЕ2
(Евро-2) мощностью 230 л.с. или
экологически более совершенный
190-сильный Deutz BF4M 1013 FС
(Евро-3). Двигатели комплектуются
соответственно механической
5-ступенчатой коробкой передач
ЯМЗ-236П и 6-ступенчатой ZF 6S-850.
В рулевое управление встроен
гидроусилитель. Такие же силовые
установки и агрегаты трансмиссии
имеет целый ряд двухосных самосвалов
семейства МАЗ-5551. Автомобили
грузоподъемностью до 10,2 т
оборудованы платформами объемом от
5,4 до 8,2 м3, а также имеют
варианты колесной базы 3300 и 3650
мм. Для более тяжелых дорожных
условий выпускается полноприводная
модель МАЗ555402-220, у которой
дорожный просвет достигает 300 мм,
колесная база увеличена до 3750 мм и
предусмотрена одноступенчатая
раздаточная коробка с понижающей
передачей.
Серия самосвалов МАЗ-5551102 с
трехсторонней разгрузкой кузова
может работать в составе автопоездов
полной массой до 33 т.
При этом модификация МАЗ-555132-325
комплектуется рядным 6-цилиндровым
245-сильным дизелем Deutz BF6M 1013
FС (Евро-3) и механической
9-ступенчатой коробкой передач ZF
9S75. Принадлежностью двухосных
бортовых моделей серии МАЗ-533603,
которые способны работать в составе
автопоездов полной массой до 36 т,
является v-образный 6-цилиндровый
дизель ЯМЗ236БЕ2 (Евро-2) мощностью
250 л.с. и механическая
8-ступенчатая коробка передач
ЯМЗ-238М. Такой же по весовым
параметрам автопоезд, где тягачом
служит модель МАЗ-533632, оснащается
двигателем Deutz BF6M 1013 FС и
коробкой передач ZF 9S75. Более
высокой энерговооруженностью
обладают тягачи МАЗ-533605 и
МАЗ-533608, которые могут работать в
составе автопоездов полной массой
соответственно 44 и 52 т. Для этого
первый из них комплектуется
330-сильным V-образным 8-цилиндровым
дизелем ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро-2) и
коробкой передач ЯМЗ-238М, второй -
V-образной «восьмеркой» ЯМЗ7511.10
(Евро-2) мощностью 400 л.с. и
механической 9-ступенчатой коробкой
передач МАЗ-543205.
У автомобилей серийно выпускаемых
семейств МАЗ-5432 (4x2) и МАЗ-6422
(6x4), которые являются лидерами по
объему производства, ведущие мосты
снабдили блокировкой межколесного
дифференциала, а новая передняя ось
теперь выдерживает нагрузку до 7 т и
обеспечивает угол поворота
управляемых колес до 45°. Полная
масса автопоездов, состоящих из
двухосных тягачей серии МАЗ-5433,
которые работают в сцепке с
одноосными прицепами, составляет
25,35 т. Машины комплектуются
короткой кабиной, дизелем ЯМЗ-236НЕ2
и коробкой передач ЯМЗ-236П.
Седельные тягачи семейства МАЗ-5432
предназначены для работы в составе
автопоездов полной массой от 36 до
52 т. Автомобили оснащаются кабинами
с одной или двумя спальными полками,
дизелями ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2,
ЯМЗ-7511.10 и механическими
коробками передач ЯМЗ и МАЗ,
имеющими 8 и 9 ступеней.
Сходную агрегатную базу имеют тягачи
МАЗ-642205 и МАЗ-642208, которые
способны работать в составе
автопоездов полной массой от 44 до
52 т.
Величина колесной базы (4590 + 1400
мм) и конструкция несущей рамы
позволяют трехосным грузовикам,
входящим в семейство МАЗ-63030
(6x4), довести полезную вместимость
бортовой платформы с тентом до 43,5
м3. В движение автомобили приводят
дизели ЯМЗ-238ДЕ2 и ЯМЗ-7511.10,
агрегатирующиеся с коробками передач
ЯМЗ-238М, ЯМЗ-239 и МАЗ-543205.
Самосвалы семейства МАЗ-5516 (6x4)
оборудованы кузовами различного типа
вместимостью 10,5 – 15,4 м3, в
которых может разместиться до 20 т
груза. Сельскохозяйственная
модификация МАЗ-551608236
располагает 22-кубовой платформой и
тентом, исключающим выдувание груза,
а вариант МАЗ-551705-281 для
повышения проходимости снабжен
передним ведущим мостом. На
автомобили монтируются отечественные
дизели ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ7511.10 и
коробки передач ЯМЗ-238М, ЯМЗ-239.
Альтернативой им служат силовые
агрегаты, включающие двигатель Deutz
BF6M 1013 FС (Евро-3) мощностью 286
л.с. и механическую 9-ступенчатую
коробку передач ZF 9S109, а также
410-сильный мотор MAN D 2866LF25
(Евро-3), работающий в одном блоке с
механической 16-ступенчатой коробкой
передач ZF 16S151.
В 2006 году появился самосвал
МАЗ650105 грузоподъемностью 20,5 т,
который призван сменить модели
семейства МАЗ-5516. Отличием этой
модели является короткая кабина
нового образца со стандартной
высотой, которой присвоен цифровой
индекс 6501. В качестве двигателя
используется ЯМЗ-238ДЕ2.
В производственной программе
предприятия имеется также серия
самосвальных автопоездов, каждый из
которых включает трехосный тягач
МАЗ-650108 и двухосный прицеп
МАЗ-85610. В 11-кубовых платформах
грузовика и прицепа может
разместиться 20 и 19,5 т груза
соответственно, при этом первый
способен разгружаться на три
стороны, а второй - на две.
Максимальная полная масса автопоезда
достигает 55,5– 60,5 т.
Энергетические потребности
обеспечивает дизель ЯМЗ-7511.10, с
которым агрегатируется 9-ступенчатая
коробка передач ЯМЗ-239. Колесная
база грузовика - 3200 + 1400 мм.
На перспективных грузовиках семейств
МАЗ-5440 (4x2) и МАЗ-6430 (6x4)
нашли применение ведущие мосты с
планетарными пятисателлитными
колесными редукторами,
усовершенствованная передняя ось,
измененный рулевой механизм со
встроенным силовым гидроцилиндром.
Создана подвеска с четырьмя
пневмобаллонами, предназначенная для
машин с усиленной рамой.
Магистральные грузовики МАЗ-544008 и
МАЗ-544069 оборудуются кабиной с
внутренней высотой, равной 1900 мм,
длиной 2 150 мм при габаритной
ширине 2460 мм.
Во многом с упомянутыми моделями
унифицированы трехосные седельные
тягачи, входящие в семейство
МАЗ-6430008. Благодаря задней
балансирной тележке, подвешенной к
раме с помощью рессор или
пневмобаллонов, полную массу
автопоезда удалось поднять с 44 до
52 т.
Вполне благополучно складывается
судьба седельных тягачей МАЗ-544003
и двухосных бортовых автомобилей
МАЗ-534008, оснащенных короткой
базовой кабиной типа 6501.
Выпускаются двух- и трехосные
автомобили с увеличенными нагрузками
на ось (13 т на ведущий мост и 26 т
на тележку).
Начато изготовление бортовых
трехосных автомобилей МАЗ-631208
грузоподъемностью 14,25 т с кабиной
увеличенного объема, которые могут
работать в составе автопоездов
полной массой до 52 т. Также
выпускаются автомобили, которые
наряду с более доступными по цене
двигателями ЯМЗ, комплектуются
силовыми агрегатами МАN,
бескамерными шинами Мichelin и
Continental. Это дало возможность
тягачу МАЗ-544069 с двигателем MAN
D2866 LF25 (Евро-3) мощностью 410 л.
с., работая в составе автопоезда
полной массой 44 т, по топливной
экономичности выйти на уровень
зарубежных аналогов. Конкуренцию
немецкому мотору призван составить
новый российский v-образный
8-цилиндровый дизель ЯМЗ-658
(Евро-3) мощностью 420 л.с., который
может оснащаться механической
14-ступенчатой коробкой ЯМЗ-330.
Новый седельный тягач МАЗ-544019,
кроме соответствия стандарту Евро-4,
имеет пониженную до 1050 мм высоту
седельно-сцепного устройства, что
позволяет эксплуатировать его с
полуприцепами полезной вместимостью
до 94 м3. На тягаче применен
v-образный двигатель DaimlerCrysler
семейства ОМ 501 LА мощностью 435 л.
с. с системой избирательной
каталитической нейтрализации (SCR) и
впрыском аммиачного раствора в
систему выхлопа. Двигатель
укомплектован сцеплением МFZ-430 и
механической 16-ступенчатой коробкой
передач ZF16S221. Для выполнения
требований Правил 51-02 ЕЭК ООН по
уровню внешнего шума (80 Дба) кабина
и шасси автомобиля оснащены
шумопоглощающими экранами. Еще одна
изюминка МАЗ544019 - наличие
усовершенствованной рамы с более
технологичными лонжеронами
постоянного профиля по высоте.
Пневматическая четырехбаллонная
подвеска заднего ведущего моста
оборудована электронной системой
регулировки высоты ЕСАS.
Бортовой автомобиль МАЗ631019 (6x2),
ставший также новинкой 2006 года,
обладает одинаковыми с предыдущим
образцом кабиной увеличенной
вместимости, двигателем (Евро-4) и
коробкой передач. В составе
автопоезда полной массой до 42 т
автомобиль используется в сцепке с
прицепом МАЗ837310 с центральным
расположением сдвоенных осей. Такая
комбинация позволяет перевозить
грузы объемом до 117 м3. Объем
платформы автомобиля - 57 м3,
прицепа - 60 м3. Грузоподъемность
автопоезда 24 т при полной массе 40
т и 26 т при полной массе 42 т.
АВТОМОБИЛИ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ
Преодолевать бездорожье двухосным
5-тонным грузовикам семейства
МАЗ531605 помогают полноприводная
схема трансмиссии, дорожный просвет
350 мм, система регулирования
воздуха в шинах, небольшие передний
и задний свесы и устанавливаемая при
необходимости лебедка с тяговым
усилием 12 т. Двигатель -
ЯМЗ-238ДЕ2, коробка передач -
МАЗ-543205. Объем бортовой платформы
составляет 21,6 м3.
Полезная нагрузка бортовых
автомобилей семейства МАЗ-6317 (6x6)
достигает 11 т. Они способны
работать в составе автопоездов
полной массой от 45 до 55 т.
Динамику обеспечивают дизели
ЯМЗ-238ДЕ2 и ЯМЗ-7511.10, коробка
передач МАЗ543205. Усилие по мостам
распределяет одноступенчатая
раздаточная коробка с понижающей
передачей. Объем кузова составляет
27 м3. На базе МАЗ-6317 созданы
модификации с бортовой платформой
грузоподъемностью 11,9 т и
двускатной ошиновкой задних мостов,
а также седельные тягачи серии
МАЗ-6425, способные работать в
составе автопоездов полной массой от
44 до 53 т.
Бортовой грузовик МАЗ-530905 (4x4)
грузоподъемностью 8,0–8,5 т имеет
многоступенчатую трансмиссию,
двускатную ошиновку колес заднего
моста, шины размерностью 12.00R20 с
универсальным рисунком протектора и
дорожный просвет величиной 300 мм.
Механическая 5-ступенчатая коробка
передач и раздаточная коробка с
понижающей передачей дают
возможность машине буксировать
прицепы грузоподъемностью 18 т.
Передний мост для защиты от
повреждений облачили снизу в
специальный кожух. Необходимые
скоростные качества автопоезду
придает дизельный двигатель
ЯМЗ-236НЕ2. Колесная база тягача
составляет 4100 мм, а полная масса
автопоезда может достигать 40 т.
Еще более высокой проходимостью
обладает другой двухосный
вседорожник МАЗ-530905-020. Несмотря
на то что колесная база автомобиля
увеличена до 4900 мм, он способен с
грузом 6 т преодолевать снежную
целину глубиной более полуметра,
полутораметровый брод, подъемы
крутизной до 30°, буксировать прицеп
грузоподъемностью 5 т. Подобным
характеристикам автомобиль обязан
многоступенчатой трансмиссии,
дифференциалам с механизмами
блокировки, широкопрофильным
односкатным шинам на всех мостах с
хорошо развитым рисунком протектора,
дорожному просвету 350 мм.
Энергетические потребности
обеспечивают 330-сильные дизели
моделей ЯМЗ-238ДЕ и ЯМЗ-238ДЕ2
(Евро-2).