Грузовик - не самый желанный гость в
большом городе, а московские власти
и вовсе ограничили въезд в центр
автомобилей грузоподъемностью более
тонны. Миниатюрные развозные
фургончики Renault Kangoo,
Volkswagen Caddy или ВИСы и «оды»
слишком малы. На чем прикажете везти
огромный холодильник с распашными
дверьми? Проблема. Тестовые
автомобили грузоподъемностью около
1т и призваны ее разрешить! Если
верить заводским данным, масса груза
составляет 950 и 990 кг для
«Портера» и «Соболя» соответственно.
Соотнесем ее с полной массой и
получим, что водитель «Соболя»
должен быть не тяжелее 60 кг, а
«Портера» и вовсе минус 52 кг.
«НОСИЛЬЩИК» ИЗ ТАГАНРОГА
Выпускаемый на ТагАЗе «Портер» -
типичный азиатский развозной
грузовичок. Кабина над двигателем,
короткая база, минимальная ширина.
Аналогов среди японских и корейских
моделей - десятки.
У корейского «Портера» есть и более
тяжелая модификация
грузоподъемностью 1250 кг с
двускатной ошиновкой и задними
колесами уменьшенного диаметра.
От Москвы до Нижнего Новгорода, где
«Портера» ждет соперник по тесту,
чуть больше 400 километров. Погода
не балует - мороз сменяется мокрым
снегом и оттепелью. Это еще один
повод как следует загрузить
«Портер», ведь, порожний, он
умудряется застрять в самых
безобидных местах. Кряхтя
гидроцилиндрами, погрузчик осторожно
опускает в кузов маленького «Хёндэ»
одну палету-на ней тонна цементной
смеси в мешках. Опа! Так не годится-
автомобиль почти оторвал передние
колеса от земли. После произнесения
ценных указаний с энергичной
жестикуляцией водитель погрузчика
задвигает груз в кузове почти до
упора. Так-то лучше!
Вопреки ожиданиям полную нагрузку
«Портер» принял вполне уверенно,
хотя в разгоне потерял. Зато
появилась несвойственная прежде
плавность хода. Впрочем, ее вскоре
пришлось откорректировать - давление
в шинах оказалось куда меньше
положенного. На подкачанных до нормы
шинах «Портер» поехал веселее, но
стал громче озвучивать дефекты
покрытия. Круглые фары не нравятся
встречным: моргают, требуя включить
ближний свет. Но я с ним и еду!
Приходится при разъездах переходить
на противотуманки. Указатель уровня
топлива ползет быстрее, чем хотелось
бы, - время заправляться. Это
непросто! Покрытую замерзшей грязью
пробку надо очистить, чтобы
убедиться: цилиндрик замка замерз…
После чего его пришлось отмачивать
дизтопливом.
Где кончается соленая грязь,
начинается гололед. Опыт общения с
порожней машиной породил опасения,
что придется ехать очень медленно.
Но оказалось, груженый «Портер»
хорошо держит дорогу. Правда,
реагировать не спешит - повороты
руля не противопоказаны, но почти
бесполезны. Стоит подуть боковому
ветру или появиться заметному
поперечному уклону, как машину ведет
в сторону…
Четыре сотни километров пролетели
незаметно. Предкамерный дизель «Хёндэ»
не блещет ни мощностью, ни
экономичностью, зато уверенно тянет
«внизу» и заметно оживляется между
2000 и 3000 оборотов. «Длинные»
четвертая и пятая передачи позволяют
удерживать его в этом диапазоне даже
на разрешенных 90 км/ч и
преодолевать подъемы. В
противоположность более современным
дизелям этот прощает ошибки в выборе
передачи. Он даже готов ползти на
1500 об/мин на крутой подъем, каких
немало в Нижнем. Но увлекаться не
стоит: в зоне 1600–1700 живет
довольно противный режим
трансмиссионного резонанса, в
считанные секунды раскачивающий
автомобиль.
А вот разгон на льду оказался
беспроблемным, хотя и медленным -
«Портер» стабильно сохраняет
траекторию при пробуксовке колес.
Для достижения 60 км/ч ему
потребовалось 20 секунд против 11 у
«Соболя», который также был на
летних шинах (все замеры-с полной
нагрузкой). Благодаря небольшой
ширине и хорошему обзору «Портер»
удобен в узких дворовых проездах:
можно буквально протискиваться между
припаркованными машинами. Но зимой
надо быть аккуратным: неловкое
движение газом - и задняя ось
соскользнет в сторону.
А вот кого «Портер» точно порадует,
так это грузчика. Человек небольшого
роста может стоять под тентом не
нагибаясь. Разгружать и загружать
автомобиль с погрузочной высотой 800
мм так же нетрудно, как взять что-то
со стола.
РЕДКИЙ ПУШНОЙ ЗВЕРЬ
«ГАЗель» на российских дорогах
центральной полосы встречается чаще,
чем любой другой грузовой
автомобиль, а вот увидеть живьем
бортовой «Соболь» случается нечасто.
В 2005 году Горьковский автозавод
выпустил 72 753 бортовые «ГАЗели»
ГАЗ-3302 и только 646 бортовых
«соболей» ГАЗ-2310. Большая часть
автомобилей с дизельным двигателем
экспортируется в Турцию. На
российский рынок попадают лишь
немногие, и те, как правило, с
бензиновыми двигателями:
карбюраторным ЗМЗ-4063.10 и
впрысковым 40522.10. Второй,
140-сильный, двигатель -
действительно мощный, и при разгоне
полностью груженный «Соболь»
соперничает с легковушками. На льду
он набирает скорость намного быстрее
«Портера» (первые 30 км/ч за 5с
против 10,3), распределение нагрузки
по осям здесь лучше.
Однако добиться уверенного троганья
на «Соболе» куда как труднее: усилия
и кинематика педалей рассчитаны на
грубую работу, на грани пробуксовки
удержаться тяжело. Тронуться «внатяг»
еще труднее, а заглохнуть - пара
пустяков: кому, скажите, нужен этот
«подхват» на 4000 об/мин? Сложнее
удерживать «Соболь» на прямой при
разгоне: соотношение колеи и базы у
него гораздо больше, а «квадратные»
автомобили в большей степени склонны
к заносу на неравномерном покрытии.
Положение усугубляет неточный
гидроусилитель руля. Получается, что
при формальном превосходстве в
динамике и управляемости вести
«Соболь» по скользкой дороге
сложнее.
Все «соболи» выходят с завода с
главной парой 4,55. Это, возможно,
актуально для «баргузинов» с низкой
крышей, способных к высоким
скоростям на шоссе, но грузовику с
полной загрузкой больше подойдет
пара 5,125. Может показаться
невероятным, но груженый «Соболь» на
четвертой передаче разгоняется
медленнее, чем почти вдвое более
слабый «Портер»! Кабина «Соболя»
такая же, как у «ГАЗели». Троим
места более чем достаточно, даже
если они отнюдь не худенькие и в
зимней одежде. Водительское сиденье
регулируется, рулевая колонка тоже,
так что удобную посадку найдут и
двухметровый верзила, и «метр с
кепкой». При этом ложиться на руль,
чтобы увидеть верхний светофор, не
потребуется. Похвалим и наружные
зеркала заднего вида с отдельной
секцией: в них отличный обзор назад,
ничего подобного у «Портера» нет.
Более того, в корейском автомобиле
немалый сектор зеркала перекрывает
тент - кронштейн должен быть
длиннее.
Кузовной тент «Соболя» «запирается»
специальным тросиком по периметру.
Запросто, как на «Хёндэ», его не
приподнимешь… Вот только остановит
ли это воров, которые не будут
колебаться, резать или нет? А еще
каркас тента несколько сужает
платформу. Конечно, при преимуществе
«Соболя» почти в 300 мм по ширине
это не очень существенно… Важнее
другое: работать под тентом стоя
приходится, сильно согнувшись.
Попробуйте-ка в таком положении
перенести хотя бы несколько
40-килограммовых мешков!
Полукапотная компоновка имеет свои
минусы: при большей, чем у
«Портера», длине платформа «Соболя»
короче почти на полметра. Фиксация
борта в горизонтальном положении не
предусмотрена. Доделает покупатель?
Возможно, но и выводы сделает
соответствующие…
ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ
Стихия «Хёндэ-Портер» - узкие
улочки. На столичных магистралях
неплох, но чем дальше и хуже дорога,
тем заметнее его недостатки: сложно
управлять порожней машиной на
скользкой дороге, крайне низка
проходимость, повышенный расход
дизельного топлива, тесная кабина,
слабые фары, резонансные вибрации в
трансмиссии.
Они во многом уравновешены
серьезными достоинствами: отличная
манёвренность, длинная платформа с
высоким тентом, небольшая
погрузочная высота, удобная
характеристика двигателя, компактные
размеры, низкий уровень шума в
кабине, хорошее качество
изготовления, комфортная подвеска «с
запасом», разумная цена.
ГАЗ-2310 «Соболь» - универсальный
легкий грузовик. В числе минусов
тестового автомобиля недостаточно
тяговитый (но, безусловно, мощный)
бензиновый мотор, не оптимально
подобранная главная пара, большая
габаритная ширина, низкий тент,
короткий кузов, чрезмерные усилия на
органах управления.
Несомненные козыри «Соболя» -
просторная, вместительная для троих
человек кабина, мощный двигатель,
хорошая обзорность, высокая
энергоемкость подвески, хорошая
адаптация к плохим дорогам, высокая
манёвренность. И разумеется, меньшая
цена.