ЗАО «Автомобили и моторы Урала»
(АМУР)
г. Новоуральск Свердловской обл., ул.
Автомоторная, д. 1
В 2003 году активы Уральского
автомоторного завода (дочернего
предприятия АМО «ЗИЛ») приобрел
финансово-промышленный концерн
«Северная Казна» из Екатеринбурга,
сменив название компании на
«Автомобили и моторы Урала» (АМУР).
В настоящее время основная продукция
предприятия - автомобили марки
«АМУР» и специальная техника для
коммунального хозяйства,
нефтегазовой промышленности,
Вооруженных сил и МЧС. В 2005 году с
конвейера предприятия сошло около
1100 машин.
Одним из перспективных проектов
является организация сборки
коммерческих грузовиков индийской
компании Тата Mоtors. В 2004 году
партнеры подписали контракт на
лицензионное производство грузовика
Тата LPT 613, получившего в
модельном ряду «Автомобилей и
моторов Урала» обозначение
АМУР-4346. Доработка автомобиля
позволила полностью адаптировать его
конструкцию к российским условиям
эксплуатации. Организован процесс
локализации производства: в
настоящее время при сборке индийских
автомобилей примерно 10%
комплектующих производится в
Новоуральске. В дальнейшем
предполагается увеличить этот
результат на 40 %. Исключением
являются только двигатели и коробки
передач, которые будут поступать из
Индии.
На модели АМУР-4346 с кабиной над
двигателем используются: рядный
шестицилиндровый турбодизель Тата
697ТС55 рабочим объемом 5675 см3 и
мощностью 130 л. с. (Евро-2),
5-ступенчатая механическая коробка
передач, реечное рулевое управление
ZF с гидроусилителем, рабочие
барабанные тормоза с двухконтурным
приводом, зависимая подвеска на
продольных рессорах, радиальные шины
размером 7.50R-16. Грузоподъемность
шасси составляет 3 800 кг, бортовой
машины - 3500 кг. В заказной
комплектации имеются предпусковой
подогреватель и коробка отбора
мощности. На базе этой модели
специализированными заводами
выпускаются эвакуаторы и автофургоны
различных типов, монтируются
гидроманипуляторы и другое
техническое оснащение.
Согласно контракту, который был
подписан в 2006 году, уральцы
совместно с Тата должны выпустить
грузовики АМУР-4346 в количестве
1200 штук. В 2007 году на «АМУРе»
предполагают начать сборку еще одной
модели грузовика индийской
корпорации. Всего до 2010 года
планируется изготовить 7 тыс.
автомобилей различных моделей.
По-прежнему продолжается
изготовление автомобилей семейств
АМУР-5313 (6х6) и АМУР-53131 (4х2),
в основе которых лежит конструкция
хорошо известных грузовиков
соответственно ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130.
Устаревшие, но при этом надежные и
неприхотливые в эксплуатации, и,
кроме того, доступные по цене, эти
автомобили все еще пользуются
спросом. Упомянутые модели могут
оснащаться кабинами и оперением от
ЗИЛ-131 либо современными и более
комфортабельными образцами,
заимствованными от грузовика
ЗИЛ-4331. Бортовые машины АМУР-5313
грузоподъемностью 3750 кг оснащаются
различными типами двигателей. Среди
них бензиновый мотор АМУР-456.10
(ЗИЛ-508.10) мощностью 150 л. с.,
альтернативой которому являются
дизели Минского моторного завода:
108-сильный Д-245.12 и 136-сильный
Д-245.9Е2 (Евро-2). По заказу могут
также устанавливаться собственные
V-образные 8-цилиндровые агрегаты:
АМУР-0555 рабочим объемом 7,6 л и
мощностью 145 л. с. и АМУР-5551
(6,28 л и 180 л. с.). На всех
образцах применяется механическая
5-ступенчатая коробка передач и
2-ступенчатая раздаточная коробка.
Автомобили серии АМУР-53131 с
полезной нагрузкой 6 т оснащаются
двигателями АМУР-456.10, АМУР-0550 и
Д-245.12. В 2006 году модификация
АМУР-53131М стала обладателем
136-сильного дизеля Д-245.9Е2.
Двигатели агрегатируются с
5-ступенчатой механической коробкой
передач. Перечисленные модели служат
подходящей транспортной базой для
монтажа различного специального
оборудования: автоцистерн,
автобетоносмесителей, пожарной
техники, коммунальных машин
различных типов, самосвалов,
гидроподъемников.
Автомобили АМУР-5312 (4х2) и
АМУР53123 (6х6) - симбиоз шасси
(рама, мосты, подвеска и т. д.),
изготавливаемых в Новоуральске, с
кабинами, поставляемыми Минским
автозаводом. Бескапотная компоновка
дала возможность увеличить полезную
длину грузового отсека почти на
метр. Двухосные модели оснащаются
короткой кабиной, двигателями
АМУР-5551 и Д-245.9, 5-ступенчатой
механической коробкой передач
ЗИЛ-5301.
Последний по времени разработки
вариант АМУР-531202 комплектуется
рядным 4-цилиндровым турбодизелем
Volvo Penta TAD420VE рабочим объемом
4,04 л и мощностью 140 л.с.,
устанавливаемым в сборе со
сцеплением Volvo KB115 и
5-ступенчатой механической коробкой
передач ZF. Предлагаются шасси
грузоподъемностью 6690 кг и 6-тонный
бортовой грузовик.
Принадлежностью полноприводной
версии АМУР-53123, выпускаемой в
варианте шасси и бортовой машины
грузоподъемностью 8 т, являются
удлиненная кабина со спальным
местом, 200-сильный дизель АМУР-555
или его минский конкурент ММЗ-260.11
и 2-ступенчатая раздаточная коробка.
В первом случае на вседорожнике
нашла применение 5-ступенчатая
механическая коробка передач
СААЗ-433420, во втором - ее
ярославский аналог ЯМЗ-236П. В
качестве опций предлагаются: система
регулирования давления воздуха в
шинах, предпусковой подогреватель,
коробка отбора мощности, тросовая
лебедка. Не исключено, что при
техническом содействии МАЗа кабины
будут изготавливаться
непосредственно в Новоуральске.
Своих заказчиков находит и двухосный
полноприводный автомобиль
АМУР-531211 грузоподъемностью 4 т,
который предназначен для перевозки
людей и грузов по всем видам дорог.
Эта модель, оборудованная такими же
двигателями и агрегатами трансмиссии
(коробкой передач, раздаточной
коробкой, ведущими мостами), имеет
кабину Камского автозавода,
расположенную над двигателем.
Применение более легких двигателей
(для уменьшения нагрузки на передний
мост) дает АМУРу преимущество в
проходимости перед аналогичными
моделями, выпускаемыми КамАЗом. За
дополнительную плату устанавливаются
лебедка и система регулирования
давления воздуха в шинах.
В 2006 году новоуральцы представили
двухосный грузовик АМУР-531210
(4х2). Его главным отличием от
предшественников является
использование бескапотной кабины
производства китайского завода FAW
(которая некогда принадлежала модели
Mitsubishi Fighter). Для водителя
предусмотрено спальное место. Роль
силовой установки у 6-тонного
автомобиля выполняет дизель Д-245.9.
С китайским производителем ведутся
переговоры о сборке на «АМУРе»
грузовиков различных типов.
Еще одним аспектом деятельности ЗАО
«АМУР» является сотрудничество с
компанией Daewoo Trucks,
принадлежащей Тата Motors. Речь идет
о налаживании в Новоyральске сборки
большегрузных автомобилей. Возможно,
что их изготовление начнется уже в
2007 году. Предполагается, что
годовой объем выпуска составит 1–2
тыс. грузовиков, основными
потребителями которых станут
строительные и транспортные
предприятия. В последующем за счет
локализации производства таких
комплектующих, как рама и кабина,
цена на эти автомобили снизится на
10–15%.