Из-за простоты конструкции,
проходимости и аскетичной кабины «уралы»
давно стали легендой. Военные,
газовики, нефтяники да и просто
жители медвежьих углов не могут
обойтись без миасской машины. И
вдруг в устоявшийся имидж вездехода
вклиниваются магистральные
грузовики.
ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
У проходной завода скучал
тентованный МАЗ-500 с казахстанскими
номерами. Подошли познакомиться - уж
очень необычно выглядел ветеран.
Кабина на жигулевских пружинах, с
поднятой более чем на полметра
крышей, «восьмерка» ЯМЗ вместо
«шестерки», дальнобойные баки, две
запаски под платформой и угрожающе
выдающийся вперед бампер. На нем,
как на столе, завтракал владелец
автомобиля. Узнав, что сейчас из
ворот выедет магистральный «Урал»,
быстро свернул трапезу и изготовился
к представлению. А нам было
интересно мнение этого рукастого
парня, собравшего себе такого
кормильца.
И вот в створе заводских ворот
появился «Урал». Издали, пока
неразличимы надписи, его запросто
можно принять за иномарку
«бюджетной» серии. Низкая крыша,
относительно узкая кабина, из-за
которой выступают углы бортовой
платформы. Ничего не поделаешь, все
основные размеры соответствуют
прототипу - IVECO TurboStar начала
80-х.
Наш казахский эксперт сразу же
забрался на водительское место.
Оценил обзор (мазовские стойки ему
давно намозолили глаза), удобную
баранку, подрессоренное сиденье
(только чуть «люфтит» на каркасе),
классические цвета обивки кабины и
панели приборов - сочетание серого и
черного. Поинтересовался, почему нет
ящиков под спальником и будет ли
второй этаж - кабина-то двухместная,
напарнику или пассажиру ночевать
негде. С удовольствием отметил, что
в ярославской «шестерке» теперь 300
«лошадей», и позавидовал
9-ступенчатой коробке. Заводские
забеспокоились: еще немного - и
«испытатель» попросит прокатиться,
поэтому обсуждение плавно свернули.
На том и расстались…
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ ДИВИЗИОН
Решение «РусПромАвто» организовать
на УралАЗе производство
магистральных грузовиков нетрудно
понять: машины собираются продавать
дешевле МАЗов при близких, если не
лучших, характеристиках. На заводах
«РусПромАвто» делают многие агрегаты
и комплектующие: двигатели и коробки
- в Ярославле, рамы и кабины - в
Миассе, передние и задние мосты - в
Канаше. Только многое приходится
подгонять под проект. Увеличивать
долю производства двигателей
ЯМЗ-7601 и ЯМЗ-7511, предусмaтривать
установку импортных дизелей. В
Ярославле давно разработаны 12- и
16ступенчатые коробки передач. Быть
может, теперь их запустят в
производство. Несмотря на одинаковый
с миасскими четырехосниками профиль
лонжеронов, рама будет своя. Чтобы
максимально опустить V-образный
мотор, спереди нужно развести
лонжероны в стороны, как на МАЗах и
«мерседесах». Кронштейны и траверсы
впервые для УралАЗа крепят на болтах
и, в зависимости от назначения, раму
усиливают вставками.
Тоннель кабины пока обрезают
«болгаркой», надо делать новые
штампы. В планах - поднять крышу,
сделать ровным пол и использовать
место под очень глубокими колесными
арками.
Канашские автобусные мосты придется
модернизировать т. к. нужны другие
передаточные числа редукторов, балки
под большую нагрузку, а переднюю,
кроме того, нужно еще и занизить на
100 мм. Машины опытной серии
поставили на китайские мосты. Задние
с планетарными ступичными
редукторами, блокировкой
дифференциала, с системой АBS и
барабанными тормозными механизмами с
пневмоприводом.
Интересно, что в середине 50-х годов
при поддержке СССР в Китае наладили
выпуск ЗИС-150. Так появился
«Автозавод № 1», а сегодня FAW -
«Первая автомобильная корпорация»
готова помочь агрегатами бывшему «Урал-ЗИСу».
ЧТО ПОСЕЕШЬ…
Регулировка руля четырехгранным
ключом осталась в прошлом. Теперь
цанга ослабляется рычагом - вполне
удобно. Подгоняю сиденье,
поворачиваю ключ, и мотор без
раздумий пускается в работу.
Вибрации, свойственные V-образным
«шестеркам» ЯМЗ, в кабину не
проникают, зато шумов - в избытке,
одному слою пенополиэтилена с
фольгой их не сдержать. Очень легкая
педаль сцепления - основную нагрузку
взял на себя пневмоусилитель. А вот
газ туговат, магистральному
грузовику нужна мягкая педаль, иначе
к концу дня нога устанет. Передачи
включаются четко и с приемлемым
усилием, но где же ручник?
Камазовский кран уже лет 30 кочует
по отечественным грузовикам и
автобусам. Здесь он стоит слева чуть
позади сиденья.
Однако, уже едем. Машина пустая, и
потому быстро добираюсь до девятой
передачи. По дороге «Урал» идет на
удивление мягко. Шины «Медведь» и
подвеска на длинных малолистовых
рессорах не замечают мелких ухабов,
а стабилизаторы надежно держат
машину в поворотах.
Позже для фотосъемки съехали на
подмокшую грунтовую площадку.
Передние колеса чуть провалились в
мягкий грунт, и порожняя машина
забуксовала. Не помогла и блокировка
дифференциала - не хватило сцепного
веса на заднюю ось или более
«зубастых» шин. Подвернувшийся
уазик, вгрызаясь на пониженной
передаче всеми колесами в грунт,
рыская и рыча, как барбос на цепи,
выдернул-таки собрата знаменитых
вездеходов на дорогу. Может быть,
оно и правильно. Пора «Уралу»
выбираться из раскисшей колеи на
асфальт.